Презентация на тему мотивация по психологии. Презентация для педагогов и психологов мотивация учебной деятельности школьников. Эксперименты Дональда Хирото

Презентация на тему "Психология мотивации" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассматриваются различные теории мотивации человека.

Фрагменты из презентации

Пирамида Маслоу

  • Самовыражение
  • Признание и самоутверждение
  • Принадлежность и причастность
  • Безопасность
  • Физиологические потребности

Эксперимент Мартина Селигмана

  • 24 дворняжки от 37 до 48 см в холке и весом от 11,5 до 13 кг
  • Три группы по восемь собак
  • В первой группе - нажатие на панель носом отменяет удар током
  • Во второй группе они получали эл.ток когда его получала собака из первой группы
  • В третьей группе собаки не получали ударов током

Эксперименты Дональда Хирото

  • Три группы, вместо удара током неприятный шум
  • Вторая часть – возможно действовать
  • 1/3 людей (и животных) продолжает пытаться
  • Зависимости (случайность или тест на способности)
  • Локус контроля

Выводы

  • Опыт переживания неблагоприятных событий
  • Опыт наблюдения беспомощных моделей
  • Отсутствие самостоятельности в детстве
  • Оказывается что ВБ формируется у ребенка уже к 8 годам и является относительно стабильной (Селигман)
  • Исследование Г.Феррари – 71% новостей приводят к формированию ВБ

Теории мотивации и интеллект (Керол Двек)

  • Теория заданности
  • Прибыльная теория
  • В итоге разная стратегия поведения…

Теория воспринимаемого контроля (Эллен Скиннер)

  • Еще один эксперимент.
  • 1970 год. Дом для престарелых. По договоренности с администрацией создаются два вида экспериментальных условий. В обоих случаях для этого проводится собрание группы и администрация сообщает:
  • 1 группа «Наша обязанность сделать все что в наших силах, чтобы вы могли гордиться пребываем здесь и быть счастливы. Были вручены цветы, за которыми должны ухаживать медсестры, сказано по каким дням будут показывать фильмы и т.д.
  • 2 группа «Наша обязанность сделать все, но от вас тоже требуется и подчеркивалась возможность влиять на обстановку, чувствовать ответственность за свою жизнь, решать самим как проводить время»

Воспринимаемый контроль

  • Ощущение контроля – двигатель человека (например, описание поведения в концлагерях)
  • Инициатива
  • Люди, которые могут выбирать чувствуют себя более счастливыми

Деятельностный подход

  • Деятель – Средство – Результат
  • Усилия, способности, удача
  • Представления о возможностях
  • Представление о контролируемости
  • Представление о стратегиях

Самоэффективность (Альберт Бандура)

  • Суждение людей о своих способностях организовать и выполнить цепь действий, требуемой для достижения определенного результата
  1. Люди избегают ситуаций с которыми по их убеждению не могут справиться
  2. Принимают участие в таких действиях в которых уверены

Источники самоэффективности

  • Достожения в выполнении деятельности (самоинструктирование, участие в моделировнии, воздействие извне)
  • Чужой опыт
  • Вербальное убеждение (самовнушение, увещевание и т.д.)
  • Физиологическое и эмоциональное убеждение (релаксация, атрибутивный треннинг)
  • Пример. Эксперимент – Они могут.

Целеполагание – важный фактор самоэффективности (А.Бандура)

  • Конкретные и ясные
  • Проксимальные (ближние = здесь и сейчас)
  • Трудновыполнимыми (но достижимыми)
  • Самостоятельно определенными
  • Постепенными (прирастающими)

Теория самодетерминации Деси и Райана

  • Внутренняя (награды)
  • Внешняя (компетентность, автономность)

Слайд 2

Что такое учебная мотивация? Три кита мотивации. В чём особенность проблемной ситуации? Какие виды учебной мотивации можно использовать на уроках? При каких условиях достигается эффективность учебной мотивации? КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ

Слайд 3

Мотивация (от латинского мotive – побуждение; от французского motif – побудительная сила, причина) – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям, Основное условие успешного обучения. Что такое мотивация?

Слайд 4

Слайд 5

ТРИ КИТА МОТИВАЦИИ

КИТ 1Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» Техника «Знаю - не знаю - хочу узнать» КИТ 2 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» («Мы не пешки, у нас есть выбор!») КИТ 3Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Третий важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным.

Слайд 6

МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ: учебно-познавательна игра создание наглядности создание ситуации успеха (применение схем, опорных таблиц) свободный выбор задания стимулирующее оценивание ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: проблемная ситуация выполнение творческих заданий деятельностный подход Мультимедийные презентации ВОЛЕВЫЕ: Познавательные затруднения Самооценка деятельности и коррекция Прогнозирование будущей деятельности

Слайд 7

СОЦИАЛЬНЫЕ: Побуждение подражать сильной личности Создание взаимопомощи Поиск сотрудничества Взаимопроверка Рецензирование ответов Целеполагание Заинтересованность коллективной работой

Слайд 8

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЭТАПЫ УРОКА НАЧАЛО УРОКА: эвристическая беседа; проблемный вопрос; «яркое пятно» (слово учителя + наглядность) ФИНАЛ УРОКА: Синквейн Рефлексия (степень усвоения) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Слайд 9

Учебная мотивация направлена на самостоятельную деятельность ученика Работа должна принести каждому ученику лично для него ощутимые результаты Ученик должен понять, что он пока не знает Ученик должен определить источники информации Ученик должен понимать, зачем ему это нужно Ученик должен спланировать свою работу по достижению этого результата Ученик должен осознать конечный результат

Слайд 10

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления учащихся через письмо и чтение, эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения информации. Он учит осмысленно использовать полученные знания и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова. Использование синквейна как одной из форм учебной мотивации

Слайд 11

УРОКИ ДО и СЕГОДНЯ. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ НА УРОКЕ ПРЕЖДЕ: Вы должны! - Вы обязаны! - Вам нужно! ТЕПЕРЬ: Я могу! Я имею право! Мне нужно! ПРЕЖДЕ: Запишем тему сегодняшнего урока - … ТЕПЕРЬ: Определите, что станет сегодня темой нашего урока ПРЕЖДЕ: М.Ю.Лермонтов «Ашик-кериб» Хорошие и плохие поступки людей. ТЕПЕРЬ: М.Ю.Лермонтов « Ашик –кериб» Положительные или отрицательные герои в сказке?

Слайд 12

КАК ВЫЙТИ К ТЕМЕ?

Игра «Третий лишний»:(в*сна,з*мля,п*нал)? 28:4,78:2,36:9 ? С.77 учебника «Окр.мир»,эта зона занимает больше половины территории России, южнее зоны тундры. Что сегодня изучаем? Иванушка, фантазия, число три, чудеса. Как можно объединить все эти слова? Вставь слова и догадайся о теме урока: «Жизнь дана на … дела», «….лучше красоты»

Слайд 13

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Под проблемными ситуациями в обучении мы понимаем чётко спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик: 1) сам формулирует проблему (задачу); 2) определяет пути её решения; 3) сам решает эту ситуацию и 4) получает в итоге лично для себя ценный, значимый, ощутимый результат.

Слайд 14

1. Можем ли мы считать,что из-за удалённости от Северного Полюса в зоне степи есть большое разнообразие растений и животных? 2.Можно ли уверенно говорить, что написание падежных окончаний при склонении существительных зависит от их рода? 3. Найдите значение выражения:34т-235 кг=? 34ц+12т=? 4. Почему своё произведение П.П. Ершов « Конёк-горбунок» назвал русской сказкой? 5. Чего больше в двух героях рассказа «Мальчики», Володе и Чечевицыне– сходства или различия? Создание на уроке проблемной ситуации с помощью проблемных вопросов

Слайд 15

1. В ходе эвристической беседы (после показа портретов Л.Н.Толстова)учащиеся должны сформулировать проблемные вопросы, ответы на которые им придётся самостоятельно найти во время работы в группах: - Кто изображён на этих двух портретах? - Сравните эти два изображения. В чём вы видите разницу? - Кто сможет сформулировать тему урока, основываясь на этих двух портретах Л.Н.Толстова? - Если тема урока вам ясна, то какие цели нам нужно поставить? Что мы должны с вами определить доказать, увидеть, сформулировать или сделать что-то ещё? Создание на уроке проблемной ситуации с помощью эвристической беседы

Слайд 16

ИТОГ

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы: «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». ПУСТЬ ЧАЩЕ ЗВУЧАТ ЭТИ СЛОВА! Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Слайд 1-2 Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая побуждениями, целями, реакциями на успех и неудачу.

Слайд 3
Слово “мотивация” происходит от латинского глагола “movere”, двигать. Под мотивом учения мы понимаем то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться”.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Слайд 4

Первый уровень – высокий (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Слайд 5

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Слайд 6

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Слайд 7

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Слайд 8

Пятый уровень – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения.

Слайд 9-10 Результаты диагностики

Слайд 11

Причины снижения интереса к учению или отрицательного отношения к нему :

    Пробелы в знаниях,

    Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    Подростковый “гормональный взрыв” и нечетко сформированое чувство будущего.

    Отношение ученика к учителю, нарушение взаимоотношений (смысловые барьеры)

    Сниженная возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    Личная значимость предмета

    Сильные внеучебные интересы

    Непонимание цели учения.

    Страх перед школой.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и многие родители учащихся.

Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школьного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образования, от стиля общения учителя с учениками.

Слайд 12

Высокий уровень мотивации значим для достижения успеха в учебе также, как и когнитивные способности ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Слайд 13

Школьники активнее занимаются если этот процесс интересует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные “ситуации успеха”.

Слайд 14

Учителю в своей работе необходимо учитывать то, что разные школьные возрасты сензитивны (чувствительны) для воспитания разных сторон мотивационной сферы и видов интереса.

Так, в младшем школьном возрасте преобладают познавательный мотив научиться и широкий социальный мотив занять новую позицию школьника .

В норме прослеживается следующая динамика мотивов учения младших школьников от 1-го к 3-му классу:

≡ Вначале при поступлении в школу идет преобладание интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой

      к первым написанным буквам и цифрам

      к первым отметкам

    ≡ Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    ≡ В среднем школьном возрасте главную роль приобретает стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    ≡ В старшем школьном возрасте доминируют зрелые познавательные мотивы самообразования, формируются социальные мотивы подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения в общественную практику.

    Слайд 15

    Познавательный интерес – это сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса немалое значение имеет характер учебной деятельности.
    Внутренняя учебная мотивация (стремление к накоплению опыта, мастерства, умений, знаний). складывается из трех основных компонентов – это

    + ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности (компетентности).

    Слайд 16

    Учащийся становится активным субъектом учебного процесса, от его поисково-исследовательской деятельности в первую очередь зависит результат. Это достигается за счет проблемного изложения материала, организации работы в микрогруппе путем мозгового штурма. В этом случае знания «добываются», открываются заново. Задача педагога задавать нестандартные вопросы, те, которые требуют анализа и раздумий.

    Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

    Слайд 17

    Слайд 18

    Такой стиль преподавания требует от учителя не только нестандартного мышления, но и лояльности по отношению к версиям и предположениям учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Негативные комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления, и самооценке.

    Важно поощрять детей, задающих вопросы. Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать.

    Слайд 19

    Ощущение свободы выбора

    Педагог, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. Учащемуся следует предоставлять право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания

    Слайд 20

    Ощущение успешности (компетентности).

    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным, ребенок, должен верить, что он может учиться, почувствовать себя успешным.

    Хороший уровень мотивации возникает тогда, когда школьники имеют возможность включиться в такие виды заданий, где они могут достичь успеха и, вместе с тем, где возникает ощущение вложенного труда, преодоления препятствий.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели - получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
    Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет. Это будет лишь видимость учебной деятельности.

    Слайд 23
    Таким образом, для успешного обучения важна мотивация. Она должна базироваться на положительном эмоциональном фоне, быть направленной на учение как предметную деятельность или на сам процесс обучения. Благоприятная социальная среда поддерживает познавательный интерес, что способствует формированию твердой внутренней установки на учение.

    Взрослым необходимо грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному ребенку его личную «кнопочку» это хороший шанс для поддержания учебной мотивации и для получения хорошего результата.

    Видеть результат своей работы – это лучшая мотивация.

    Слайд 24

    Необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника, положительного отношения к учению, познавательного интереса.

      Для формирования положительного отношения к учению:

      заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

      создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

      опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

      использовать интерес учеников к наглядности;

      целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, мо­нотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

    Психолог Ридингер Е.Н.

    Просмотр содержимого презентации
    «Мотивация учения »



    Не стыдно

    чего-нибудь не знать, но стыдно не хотеть учиться.

    Сократ


    Слово “мотивация” происходит

    от латинского глагола “movere” , двигать.

    Под мотивом учения мы понимаем то,

    ради чего учится ребенок, что побуждает

    его учиться”.


    5 уровней учебной мотивации:

    Первый уровень – высокий

    (У таких детей есть

    познавательный мотив,

    стремление наиболее успешно

    выполнять все

    предъявляемые школьные требования).

    Ученики четко следуют

    всем указаниям учителя,

    добросовестны и ответственны,

    сильно переживают,

    если получают

    неудовлетворительные отметки


    Второй уровень – хорошая

    школьная мотивация.

    (Учащиеся успешно справляются

    с учебной деятельностью).

    Подобный уровень мотивации

    является средней нормой.


    Третий уровень – положительное

    отношение к школе,

    но школа привлекает

    таких детей внеучебной

    деятельностью. Такие

    дети достаточно благополучно

    чувствуют себя в школе,

    чтобы общаться с друзьями,

    с учителями. Им нравиться

    ощущать себя учениками,

    иметь красивый портфель,

    ручки, пенал, тетради.

    Познавательные мотивы у

    таких детей сформированы

    в меньшей степени, и учебный

    процесс их мало привлекает.


    Четвертый уровень – низкая

    школьная мотивация. Эти дети

    посещают школу неохотно,

    предпочитают пропускать занятия.

    На уроках часто занимаются

    посторонними делами, играми.

    Испытывают серьезные

    затруднения в учебной деятельности.


    Пятый уровень – негативное

    отношение к школе. Такие дети

    испытывают серьезные трудности

    в обучение: они не справляются

    с учебной деятельностью,

    испытывают проблемы в общении

    с одноклассниками, во взаимоотношениях

    с учителем. Школа нередко

    воспринимается ими как враждебная

    среда, пребывание в ней для них

    невыносимо. В других случаях ученики

    могут проявлять агрессию, отказываться

    выполнять задания, следовать тем или

    иным нормам и правилам. Часто у

    подобных школьников отмечаются

    нервно – психические нарушения.


    Результаты диагностики

    уровня мотивации и эмоционального отношения к учению

    учащихся


    Вывод: при переходе из младшего звена в среднее,

    из среднего в старшее - уровень учебной мотивации снижается


    Причины снижения интереса к учению

    1. Пробелы в знаниях,

    2. Отсутствие приемов и навыков учебного труда

    3. Подростковый “гормональный взрыв”

    и нечетко сформированное чувство будущего.

    4. Отношение ученика к учителю, нарушение

    взаимоотношений (смысловые барьеры)

    5 . Сниженная возрастная восприимчивость

    к учебной деятельности в связи

    с интенсивным биологическим процессом

    полового созревания у девочек 7-8-го класса.

    6. Личная значимость предмета

    7. Сильные внеучебные интересы

    8. Непонимание цели учения.

    9. Страх перед школой.


    Высокий уровень мотивации значим

    для достижения успеха в учебе также,

    как и когнитивные способности ученика

    Иногда менее способный ученик, но

    имеющий высокий уровень мотивации

    может достичь более высоких результатов

    в учебе, потому что стремится к этому

    и уделяет учению больше времени и

    внимания.

    В то же время у ученика

    недостаточно мотивированного

    успехи в учебе могут быть

    незначительными,

    даже, несмотря на

    его способности.


    Формирование положительной мотивации учения –

    не стихийный процесс,

    и рассчитывать здесь только на природные задатки детей

    было бы опрометчиво.

    Мотивы учения надо специально

    воспитывать, развивать, стимулировать.


    Динамика мотивов учения:

    При поступлении в школу идет преобладание

    интереса к внешней стороне пребывания в школе:

    сидение за партой ношение портфеля и т.д.

    труда: к первым написанным буквам и цифрам

    к первым отметкам

    Позже появляется интерес к процессу, содержанию учения.

    В среднем школьном возрасте главную роль приобретает

    стремление получить желаемое место в коллективе сверстников,

    В старшем школьном возрасте доминируют

    зрелые познавательные

    мотивы самообразования, формируются социальные мотивы

    подготовки к выбору профессии, укрепляются мотивы включения

    в общественную практику


    Внутренняя учебная мотивация

    Складывается

    из трех

    основных

    компонентов –

    это:

    + ощущение самостоятельности

    процесса поиска знаний

    + ощущение свободы выбора

    + ощущение успешности

    (компетентности).


    Вопросы, которые можно применять в самых разных

    учебных ситуациях

    Что случится, если…?

    Приведите пример…

    В чем сильные и слабые стороны?

    На что похоже…?

    Что мы уже знаем о…?

    Каким образом… можно

    использовать для…?

    Чем похожи … и…?

    Каким образом … влияет на …?

    Какой … является лучшим и

    почему?


    Когда такого рода вопросы ложатся

    в основу учебного процесса,

    к ребенку приходит понимание истинного

    назначения учения - научиться думать,

    применять знания на практике,

    ориентироваться в жизненных ситуациях.


    Важно!

    Поощрять детей, задающих

    вопросы. Особенно

    следует хвалить за хорошие

    вопросы, отражающие

    желание думать, больше

    узнавать.

    Критика ставит под сомнение

    компетентность ребенка

    и заставляет его прекращать

    усилия в данном направлении.


    Чем меньше будет фраз:

    «Вы должны, вам следует, вы обязаны…»

    и больше

    «Вы можете, у вас есть такие-то

    варианты, да, вы это верно подметили», -

    тем больше будет интерес детей к учебному

    процессу и тем выше их собственная

    инициатива и активность.


    Важный источник желания учиться - ощущение себя компетентным,

    ребенок, должен верить, что он может учиться,

    почувствовать себя успешным.


    Для поддержания положительного

    эмоционального климата на уроке учителю важно

    постоянно снимать отрицательные эмоции неуверенности,

    не создавать обстановку, когда ученики страшатся вызова к доске,

    стремиться снижать отрицательное влияние дефицита времени,

    стресса (во время контрольных, на экзамене), помех, усталости.

    Надо постоянно укреплять веру учащихся в свои силы

    (в сочетании с трезвой оценкой собственных возможностей),

    воспитывать адекватные критические установки

    учащихся на свою работу,

    каждому ученику и классу показывать перспективы,

    резервы их развития.


    Древняя мудрость гласит:

    Можно привести коня к водопою,

    но заставить его напиться нельзя.

    Да, можно усадить детей за парты,

    добиться идеальной дисциплины.

    Но без пробуждения интереса,

    без внутренней положительной мотивации освоения знаний не произойдет.

    Это будет лишь видимость учебной

    деятельности.


    Взрослым необходимо грамотно

    сочетать все возможные

    способы побуждения ребёнка

    к учебной активности,

    вовремя переходить от

    одного способа к другому,

    подбирая к каждому

    отдельному ребёнку его личную,

    индивидуальную «кнопочку»

    это хороший шанс для

    поддержания учебной

    мотивации и для получения

    хорошего результата.

    Видеть результат своей работы - это лучшая мотивация.


    Презентацию подготовила

    психолог Ридингер Е.Н.

    Завышенные ожидания родителей.. Но ребенок – это не вы. У него может быть другой уровень развития, и он в этом не виноват. Если родители упорно не хотят это признавать, у ребенка может произойти серьезный срыв, который отразится на здоровье. Не нужно «лепить» из ваших детей ваше подобие. Важнее понять, что у него хорошо получается, в чем он может отличиться – в музыке, в танцах, в спорте, в шахматах, в кулинарии, и развивать более активно его в этом направлении. Совсем не обязательно быть отличником, чтобы стать состоявшейся и заметной фигурой.

      • Часто ребенок отрицательно относится к учебе из-за неумения подчиняться правилам и требованиям в школе.. Требования, предъявляемые в школе, одни для всех и выполнять их должен каждый ученик.
      • понять, что для того, чтобы ваш обожаемый ребенок адаптировался в коллективе, нужно самим менять стиль воспитания в семье.
    • - период, когда они из младших классов переходят в среднее звено. Для многих ребятишек это большой стресс. Раньше их учила одна учительница, к которой ребенок привык, ему с ней было комфортно, а сейчас учителей много, все они разные, с разными требованиями, да и предметы появились новые.
    • Причины, по которым дети не хотят учиться.
    Трудности подростка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:
      • слабое состояние здоровья; несформированность приемов учебной деятельности
      • Учебная деятельность требует владения определенными навыками и приемами..
      • Если психолого¬педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребенок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе; недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
      • Успешность учебной деятельности во многом зависит от развития особенностей мышления.
      • Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать .
      • Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и, в конечном счете, влияет на его отношение к учебе и школе; недостаточное развитие мотивационной сферы.
      • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств,
      • не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения; ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
    • Если возникает проблема с учебой, воспользоваться услугами репетитора или заниматься с ребенком дополнительно самим.
    • Независимо от причины, родителям не следует упрекать, угрожать, наказывать или сравнивать своего ребенка с другими детьми.
    • Нужно пытаться разобраться в возникшей проблеме, научиться слушать и слышать своего ребенка, быть с ним абсолютно искренним, стараться всячески укреплять его веру в свои силы
    Правила успешной мотивации
    • Родители часто не делают ничего, чтобы вызвать у собственного ребенка интерес к учебе. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.
    • . Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа .
    • /Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового - это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете./
    • . Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.
    • /Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка - запишите в музыкальную школу. Ходите вместе (это важно) на публичные выставки по интересующей ребенка тематике. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет./
    • . Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.
    • /После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?/
    • Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение
    • /. Создайте его! Запишите свое чадо в интересную секцию или кружок../
    • Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии .
    . Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, Обязательно хвалите за хорошие оценки - создавайте положительное подкрепление.
    • . Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, Обязательно хвалите за хорошие оценки - создавайте положительное подкрепление.
    • / Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь - помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля./
    • . Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен очень высокой нагрузкой .
    • /ее необходимо снизить, чтобы избежать срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями./
    • Запомните: умный, одаренный ребенок не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.
    • . И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно.
    • Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время.
    • Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.
    • Процесс мотивации - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей . Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе - что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.
    Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя – создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); - размыть “позицию неуспевающего”; повысить самооценку. - Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, -установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
    • Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда,
    • - надо организовывать обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.
    • Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:
    • - создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
    • -создание нестандартных ситуаций на уроке
    • -демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
    • -умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
    • -умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
    • Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации.
    При изучении нового материала-
    • При изучении нового материала-
    • Сильные и средние ученики участвуют в беседе по ходу лекции,
    • Слабым –
    • предлагается повторить ответ одноклассников,/особенно важные моменты/,
    • -привести пример.
    • В конце лекции –сильные-делают выводы,обобщают,доказывают.
    • Средние –делают выводы.
    • Слабые-ищут ответ в учебнике.
    • При отработке практических навыков-
    • Сильные-
    • Работают самостоятельно, под руководством учителя разбирают сложные моменты в задании, потом самостоятельно заканчивают выполнение задания.
    • Средние- выполняют предложенные задания.
    • Слабые-работают под контролем учителя.
    • При проверке домашнего задания-
    • Сильные- отвечаютна вопросы по подведению итогов событий. Причинно-следственных факторов.анализу событий и т.д.
    • Средние-перессказывают.отвечают на вопросы,
    • .Слабые- находят ответ в учебнике, пересказывают самые запоминаемые события.
    • При организации тематического контроля-
    • Сильные- выполняют творческие задания или отвечают на самые сложные вопросы.
    • Средние-отвечают на стандартные вопросы.
    • Слабые-знание понятий,дат,раскрытие события.
    Нестандартные уроки-
    • Интегрированные уроки-Великие географические открытия.
    • -Викторины.
    • -Уроки путешествия.
    • -Составление кроссвордов,презентаций,поисково-исследовательская работа /сайт Мемориал,музей,архивы семьи./
    • -Творческие сочинения, проектная работа- Если бы..
    • -Просмотр фрагментов из документальных фильмов, худ.фильмов- 300 Спартанцев.
    • Династия Романовых и т.д.
    • -Внеклассные мероприятия на патриотическкю тематику,
    • -участие в различных конкурсах.
    • -Совместные мероприятия с работниками культуры.
    • Таблица "Мотивации учения”
    • Положительная мотивация.
    • Удовольствие от учёбы
    • Значимость результата
    • Мотивация – средства, процессы, побуждающиек познавательной деятельности,активному освоению материала.
    • Отрицательна мотивация.
    • Вознаграждение за результат
    • Принуждение к учёбе
    • Признаки мотивации
    • Осуществление собственной деятельности
    • Умение отстаивать своё мнение
    • Умение оценивать одноклассников
    • Умение объяснять слабым учащимся непонятные места
    • Умение выбрать посильные задания из предложенных для решения
    • "Никакие результаты нельзя признатьхорошими, как бы высоки они небыли, если ребёнокмог бы достигнуть более высоких.
    • И никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуютмаксимальным возможностям ребёнка.
    • Признаки мотивации
    • Слабая заинтересованность в учёбе
    • Нацеленность лишь на оценку
    • Неумение ставить цели
    • Неумение преодолевать трудности
    • Отрицательное отношение к школе, учителям