Формы и методы сплочения коллектива организации. Как сплотить коллектив - лучшие способы по сплочению коллектива Способы сплотить коллектив

Внеклассное мероприятие на сплочение коллектива

Классный час

«Мы вместе, и это здорово!»

Цель: достижение внутригруппового сплочения

Задачи:

Обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; развивать умение оказывать

и принимать поддержку окружающих;

Осмыслить себя как члена группы

Вовлечь родителей в активную деятельность совместно с детьми

Участники: ученики 7 «В» класса

Ход классного часа:

1.Тренинг «Круг с закрытыми глазами»
Цели и возможности применения: дать возможность осознать, что для выполнения общей цели требуется сплочение всего коллектива, определить средства, помогающие в этом; развивать умение прогнозировать ситуацию и взаимодействовать друг с другом
Время: 1-3 минуты Процедура: участники собираются плотной группой в центре аудитории. По команде классного руководителя все закрывают глаза и, не произнося ни слова, пытаются выстроиться в круг. Через несколько минут по команде классного руководителя все замирают и открывают глаза и обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе.
Обсуждение и выводы: теперь все обсуждают, что получилось, какие были трудности, что помогало в работе. Учащиеся должны придти к выводу о том, что они в своей группе сейчас как слепые котята и ничего добить пока не могут. Для успешного достижения цели (получения профессии и сплочения группы) им необходимо узнать друг друга и научиться взаимодействовать.

2.Тренинг «Я и мои соседи»
Цели и возможности применения: знакомство учащихся
Время: 5 минут
Процедура: участники стоят в кругу, взявшись за руки (классный руководитель и мастер с ними в кругу). Начиная с классного руководителя каждый называет свои фамилию и имя и что-то о себе (например: «Меня зовут …….. Я хочу с вами подружиться»). После этого следующий учащийся (по часовой стрелке) тоже называет себя и повторяет то, что сказал классный руководитель. Третий учащийся называет себя, и предыдущего представившегося. Когда весь круг назовет себя и соседа, классный руководитель просит случайно выбранного учащегося назвать того, кто стоит напротив него в кругу. Так до тех пор пока кто-то не вспомнит имени противостоящего учащегося.
Обсуждение и выводы: затруднение в назывании друг друга возникло из-за избытка информации (много учащихся и информации о них, а так же из за того, что каждый во время тренинга больше думал, что сказать о себе и старался запомнить соседа, пропуская при этом информацию о других. Чтобы взаимодействие было успешным надо научиться слышать друг друга и учиться усваивать много информации сразу, что и ждет учащихся в училище. Но важно помнить, что многую информацию можно переспросить у учителей и товарищей, т.е. находясь в группе, ты всегда можешь получить помощь и оказать ее другим.
Учащиеся садятся за столы на свои места.

3.Тренинг «Игра в лотерею»
Цели и возможности применения: показать учащимся последствия случайного выбора, дать понять необходимость активных действий по выбору профессии, деятельности, отношения к учебе
Время: 5 минут
Необходимый материал: карточки из картона трех цветов (это необходимо для следующего тренинга «Автобусная остановка»), авторучки (все по количеству учащихся)
Процедура: каждый учащийся пишет на цветной стороне своей карточки то, что ему сейчас хотелось бы сделать больше всего (например: спать, есть, уйти домой, слушать музыку, находиться здесь и т.д.), затем карточки сдаются классному руководителю и перемешиваются. После этого классный руководитель разрешает каждому наугад вытянуть одну карточку из общей колоды (все карточки перевернуты не цветной стороной к учащимся). Далее классный руководитель просит встать тех учащихся, которые вытянули свою карточку, если такие есть. Далее он подсчитывает процент совпадений (обычно, он очень мал или равен 0) и записывает его на доске.
Обсуждение и выводы: если человек полностью отдается воле судьбы, вероятность, что ему повезет, ничтожно мала. Для того, чтобы добиться успеха каждому необходимо сделать правильный выбор в жизни, будь то профессия, место учебы, супруг, увлечения и др. Надеюсь, вы пришли учиться в училище осознано и готовы потрудиться, приложить усилия для получения профессии, если так, то вас ждет успех и высокий профессиональный разряд по окончании училища.

4.Тренинг «Автобусная остановка»
Цели и возможности применения: сбор ожиданий учащихся от обучения в училище, нацеливание на учебу
Время: 5 минут
Необходимый материал: три ватманских листа с надписями наверху «ЗНАТЬ», «УМЕТЬ», «ИСПЫТАТЬ»; три маркера
Процедура: учащиеся делятся на три группы (по цвету той карточки, которая осталась у каждого от предыдущего тренинга). Каждой группе предлагается стать у одного из ватманов, повешенных на противоположных стенах кабинета написать маркером, все то, что ждет и хочет получить от обучения в училище (примерно три ожидания от группы, можно совещаться). Теперь, как автобусы двигаются по городу и останавливаются на каждой остановке, каждая группа должна по сигналу классного руководителя «проехать» до следующего ватмана и сделать у него «остановку». Теперь каждая группа опять вписывает уже на эти ватманы свои ожидания от учебы, но повторять, то, что записала предыдущая группа нельзя, надо написать, что-то новое. Затем классный руководитель вновь дает сигнал о передвижении и, когда каждая из групп побывает у каждого из трех ватманов, учащиеся садятся на свои места.
Обсуждение и выводы: вместо обсуждения классный руководитель просто зачитывает то, что записали учащиеся на ватманах и, тем самым, нацеливает учащихся на дальнейшее обучение.

5.Тренинг «Сказка о Красной Шапочке»
Цели и возможности применения: научить находить свою долю ответственности за принятые решения и качество обучения профессии
Время: 5 минут
Процедура: Классный руководитель просит вспомнить известную сказку Шарля Перро «Красная Шапочка» и предлагает учащимся оценить, кто из персонажей (Красная Шапочка, Волк или Мама) в наибольшей степени был виноват в том, что волк съел и девочку и бабушку. Почему? Для наглядности классный руководитель чертит на доске график или круговую диаграмму ответственности. Далее учащимся предлагается нарисовать такую же диаграмму (график) ответственности за качество обучения в училище. Кто отвечает за ваши успехи в учебе в большей степени:
Учителя
Родители
Условия обучения
Сокурсники и друзья
Я
Обсуждение и выводы: итак мы с вами наглядно продемонстрировали, что ваши успехи зависят в основном от вас, вашего желания, усердия, правильного выбора в разных жизненных ситуациях.
6.Законы нашего коллектива

Каждая группа должна сформулировать законы для нашего коллектива. Представители от групп защищают свои законы, аргументируя их.

( принятые законы сдаются)

А давайте немного поиграем? У нас уже есть 3 группы.

7.Игра называется "Жадина"

Команды получают по шоколадке. Все игроки по очереди откусывают по кусочку. Побеждает та команда, которая быстрее съест шоколадку, причем шоколадки должно хватить на всех игроков.

8.Следующая игра "Атомы - молекулы".

Атом - это самая маленькая частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой. Ведущий произносит: "Атомы". Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова "молекула по трое" играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах.

9.«По порядку становись!»

1этап. 2 Команды учеников становится напротив друг-друга. По команде они должны построится по алфавиту, начиная с буквы «А». (по именам)

2 этап. Команды остаются в таком же положении. По команде должны выстроится по датам дня рождения. Начиная с января месяца. Подводится итог, кто быстрее справился.

10.«Маленькие зелененькие человечки» Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"
В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

11."Путаница"

Выбирается один ведущий, который должен отвернуться от ребят. Ребята становятся в круг. По команде дети должны запутаться. Как только ученики запутаются, ведущий должен их распутать.

Руки расцеплять нельзя. Игру можно повторить несколько раз с разными ведущими.

12.Мы вместе

Представьте, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. С помощью волшебного шара мы попробуем высказать свое отношение к нашему классу. Передавая шар друг другу, каждый из нас дает определение нашему классу. Например, неугомонный и т.д.

(Учитель все определения записывает в силуэте, который нарисован в центре ватмана)

Каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив может стать самым сплоченным. Друзьям всегда хочется сказать что-нибудь хорошее, поэтому предлагаю вам на листочке-смайлике написать самое лучшее качество того человека, имя которого там уже написано. (Эти смайлики ребята закрепляют на ватмане вокруг силуэта.).

Какой замечательный портрет класса у нас получился! А сегодня все приняли законы нашего классного коллектива, по которым мы с вами и будем жить. Этот портрет мы оставим в классном уголке.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Утверждение

На тренинге я приобрел много новой информации

В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно

Информация, полученная на тренинге пригодится мне в дальнейшем

Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией.

В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме занятия!

13.«Я желаю тебе завтра…»

Перед конкурсом всех ребят построить в большой круг и каждому дать надувной шарик. Ребята надувают шарики. Когда все шарики будут надуты объяснить правила.
Все стоят в кругу и, по очереди, дарят шарик и желают соседу справа, чего-нибудь хорошего на завтрашний день.

5. Заключение
На этой прекрасной ноте мы с вами и закончим нашу встречу.!!!

Мы показали, какие все сплоченные, дружные.

Успех любой организации во многом зависит именно от того, насколько сплоченным является ее коллектив. Причем здесь вообще сплоченность коллектива? Да притом, что людям ежедневно приходится взаимодействовать друг с другом, общаться, делать что-либо вместе. Если сотрудники относятся друг к другу враждебно, то результат общей работы будет оставлять желать лучшего. Производительность будет низкой, так как при плохой коммуникации высоких показателей добиться не так-то просто.

Только в исключительных случаях происходит само по себе. Суть в том, что за отношения между людьми отвечают именно их руководители. Хороший руководитель - сплоченный коллектив, плохой руководитель - каждый его участник заботится исключительно о своих интересах и даже не думает об элементарной взаимопомощи.

Сплочение коллектива необходимо осуществлять постепенно, ненавязчиво и совершенно незаметно. Дело в том, что человеку свойственно противиться всему тому, что ему пытаются навязать. Именно по этой причине руководители не заставляют людей объединяться, а просто создают такие условия, при которых сплочение коллектива осуществляется само собой.

Как известно, людей может сплотить и общая радость, и общая боль. Люди объединяются тогда, когда узнают друг друга. Невероятным и ужасным фактом является то, что определенные представители человеческого рода могут полжизни проработать бок о бок, совершенно ничего не зная о внутреннем мире того, кто находится рядом. Это означает, что опытный руководитель должен будет создать такие условия, при которых каждый человек сможет заявить каких-то собственных личностных особенностях, интересах, мыслях, увлечениях. Поверьте, без подобного сплочение коллектива просто невозможно и немыслимо. Приемов предостаточно.

Упражнения на сплочение коллектива по большей части бывают веселыми и способными увлечь даже самых угрюмых сотрудников. Их много, но выбор необходимо осуществлять правильно, так как чем-то резким можно не раскрепостить человека, а наоборот, заставить его еще сильнее уйти в себя. Как уже говорилось выше, необходимо, чтобы каждый член коллектива в самом начале рассказал о себе. Можно попросить людей заставить задавать друг другу вопросы. Как вариант, можно написать вопросы на кусочках бумаги и сложить их в коробку - каждый вытащивший обязан будет ответить на тот вопрос, который ему попался.

Игры для сплочения коллектива существуют разные. Здесь не нужно ничего мудрить, так как вполне подойдут даже самые обыкновенные детские забавы. Главное, чтобы люди в процессе всей этой деятельности взаимодействовали друг с другом, общались и, конечно же, веселились вместе. Можно устроить все так, что в сотрудниках будет открыт такой потенциал, о котором они сами никогда и не подозревали.

Сплочение коллектива осуществляется и иными путями. В первую очередь следует назвать именно такие популярные сегодня Да, они часто обходятся дорого, однако толк от них все же имеется. Важно, чтобы на них было весело. Конечно же, во время таких вечеринок проводятся и многочисленные игры. Алкоголь? В данном случае он приветствуется, так как под его воздействием люди общаются более непринужденно.

Способствует сплочению коллектива и совместный отдых на природе. Он даже лучше корпоративных вечеринок, так как люди оказываются в совершенно нестандартных условиях. Важно и то, что на таком отдыхе они будут без пиджаков и галстуков.

Сплочение коллектива возможно и при помощи установления общей идеологии. Отметим, что данный способ сложен, так как непросто заставить многих людей поверить во что-то одно.

Персонал является одним из главнейших факторов производства и залогом стабильности любой компании. Поэтому переоценить важность здорового коллектива просто невозможно. Как и любой ресурс, персонал требует грамотного управления и распоряжения. Однако многие производственные вопросы могут быть решены и без непосредственного участия менеджмента фирмы – через создание системы корпоративных ценностей и сплочение сотрудников.



Объединенный коллектив, освобожденный от внутренних противоречий, способен эффективно помочь руководству достигать поставленные цели, преодолеть возникающие трудности и увеличить получаемые прибыли. В данном случае весь персонал – это единая лояльная команда, подчиненная общей идеологии и которая непосредственно интегрирована в бизнес-процессы предприятия. Помимо высокой эффективности производства для настоящей команды характерна так же низкая текучесть кадров, в итоге компания экономит значительные средства на подборе и адаптации новых сотрудников.


Для сплоченного коллектива характерны следующие особенности:

  • информированность – каждый член команды имеет представление о ценностях компании, ее целях и способен определить свое непосредственное влияние на достижение этих целей. Это позволяет каждому сотруднику оценить свою значимость в масштабах всего бизнеса и ощущать общность интересов всего коллектива.
  • дисциплина и организованность – персонал добровольно подчиняется внутреннему распорядку, выбирая стиль поведения, который соответствует корпоративным нормам и общей деловой этике. Это не только залог добросовестной работы, ни и стимул повышения личной ответственности.
  • активность – сотрудники имеют высокую заинтересованность в улучшении показателей работы компании, поэтому проявляют инициативу в оптимизации процессов, повышении результативности, снижении неэффективных затрат. При этом они уверены в том, что такое поведение находит одобрение не только у руководства, но и у других членов рабочей группы.

В соответствии с приведенным характеристиками основные шаги для создания сплоченного коллектива могут быть сформулированы следующим образом.

  • Грамотный подбор персонала – это первый и самый главный этап работы с коллективом. Новый сотрудник не только должен иметь необходимые профессиональные навыки, но и соответствовать духу компании. Если он не способен разделять корпоративные ценности, то его полноценная интеграция в уже существующую команду невозможна, более того – это будет создавать различные противоречия и напряжения. Крайне важно поручить такую задачу опытному рекрутеру, при необходимости – обратиться к помощи специализированных кадровых агентств.
  • Важным шагом для быстрого включения в работу новичка может стать внедрение традиции наставничества , когда вновь пришедший сотрудник закрепляется за специалистом, работающим долгое время. Это обеспечивает преемственность традиций и сокращает время, необходимое для адаптации.
  • Повышение информированности. До каждого сотрудника необходимо донести информацию о целях и параметрах деятельности компании. Огромное значение в этом процессе играет миссия, как формализованная, утвержденная высшим руководством цель существовании бизнеса. Вся прочая идеология, все задачи должны быть подчинены этой миссии и объединяться ею.
  • Для реализации такого подхода можно использовать весьма разнообразный набор инструментов – корпоративную информационную сеть , газеты, доски почета и пр. Так же важно периодически проводить мероприятия и внутренние тренинги, на которых руководством проводится презентация достигнутых результатов, акцентируется роль каждого отдела, каждой рабочей группы в их достижении. Это позволяет донести до коллектива признание его заслуг и справедливо распределять бонусы и вознаграждения.
  • Тренинги командообразования и тимбилдинг. Такие мероприятия с одной стороны повышают лояльность персонала, т.к. корпоративное обучение воспринимается сотрудником как хорошая возможность за счет компании повысить свой профессиональный уровень. С другой стороны член рабочей группы получает вполне конкретные навыки и знания, необходимые для улучшения коммуникаций в коллективе, повышает уровень доверия между коллегами.
  • Корпоративный отдых. Общение сотрудников вне офисных стен и служебных компетенций способствует более тесному знакомству, позволяют найти общий язык, ощутить эмоциональную общность и сплотить уже работающий персонал. Однако данные методы вполне подходят и для новых членов команды – это отличная возможность быстро войти в курс дела, пробрести новые знакомства, найти единомышленников и друзей по интересам. Такие мероприятия не только улучшают коммуникации между отделами компании, но и способствуют формированию устоявшихся традиций, которые демонстрируют общность коллектива, и способствуют появлению общей устоявшейся корпоративной культуры.
  • Расстановка персонала. Традиционно каждый отдел занимает в компании отдельные рабочие зоны, кабинеты, тем самым фактически находится в изоляции от других подразделений. Такая структура с одной стороны дает возможность создать необходимую рабочую обстановку, что весьма важно для творчества, однако сильно затрудняет общение между отделами, имеет следствием возникновение нездоровой конкуренции между ними, образованию различных замкнутых субкультур по профессиональному признаку.


В некоторых случаях весьма полезным может стать смешанная либо отрытая расстановка персонала, когда сотрудники разных отделов размещаются вместе. Такой подход улучшает взаимодействие различных подразделений, позволяет лучше узнать работу разных сотрудников. Однако смешанная расстановка целесообразна только для отделов, имеющих схожие функции. Например, громкие отделы, которые постоянно находятся в коммуникации и движении могут мешать производственному процессу сотрудников творческих профессий, либо сотрудников, работающих с бумажными документами.


Как видно, для того, чтобы сплотить коллектив в единую команду необходимо осуществить целый ряд мероприятий, многие из которых могут и не принести желаемого. Вместе с тем, если настолько сложная работа увенчается успехом, результаты могут превзойти все мыслимые ожидания.


В общем виде весь набор инструментов, который поможет сплотить коллектив включает следующие основные шаги:

  • развитие коммуникаций как между отделами, так и между работниками и руководством компании;
  • формализация миссии и целей деятельности компании;
  • развитие командного духа и поощрение традиций;
  • корпоративные мероприятия и учебные тренинги;
  • правильный подбор и расстановка сотрудников.

Сотрудники стали равнодушнее относиться к компании, в которой они работают, констатируют тенденцию специалисты.

Народ стал апатичен и дела фирмы ему мало интересны. Это наблюдают во всех почти отечественных компаниях на протяжении последних трех лет. В чем же причина подобного отношения? В каждом конкретном случае она своя, однако, есть и определенные тенденции. Одна из них - отсутствие коммуникативных связей между отделами, которые осуществляются, как правило, лишь через руководство фирмы.

Работники, не имеющие постоянной связи с коллегами из других подразделений, чувствуют себя не частью компании, а отдельным звеном, зачастую даже не подозревая, как влияет их работа на дела фирмы и какие дает результаты. А раз результата не видно, откуда возьмется мотивация его повышать? Люди выполнили свои функции и передали проект дальше по цепочке, а что уж там с ним стало - одному Богу известно, да руководителю компании. Причем ни тот, ни другой в детали сотрудников не посвящают.

Вот и получается, что каждый варится в собственном соку и постепенно начинает смотреть на свою компанию с равнодушием - «Я свое дело сделал, а дальше хоть трава не расти». Еще хуже, когда между отделами пробегает черная кошка и возникает конкуренция. За влияние на руководителя, за годовой бюджет - не суть важно. Важно здесь другое - поскорее разрешить все противоречия и организовать нормальное взаимодействие внутри компании, ведь это один из ключевых факторов, ведущий к сокращению проектных затрат и улучшению качества предоставляемых услуг. А значит, и к дополнительной прибыли.

На сегодняшний день известно немало способов сплотить сотрудников и превратить их в единую команду. Прежде всего, нужно постоянно объяснять коллективу, чего добивается компания, и что от этого получат ее сотрудники. Последняя «фишка» HR-технологий - установка в офисах экранов, которые транслируют различные ролики о достижениях и грядущих планах предприятия. Почаще проводите семинары, круглые столы и встречи - они помогают донести до коллектива ценности компании и ее миссию.

Многие специалисты рекомендуют издавать корпоративное СМИ, через которое сотрудники компании смогут задавать вопросы начальству и узнавать последние новости о работе своих коллег. Наладить связи между различными департаментами помогут и дни открытых дверей. Станьте инициатором ежемесячного выступления одного отдела перед другими, пусть каждый руководитель расскажет, что клиенты получают от деятельности его подразделения.

Еще один отличный способ - неформальные мероприятия. Например, в одной крупной компании была открыта деловая библиотека, доступная для всех сотрудников. Люди приносили хорошие книги и складывали их в отдельном шкафу, и каждый, кто хотел почитать, мог взять книгу в любой момент. В процесс со временем втянулись практически все сотрудники, а чуть позже по такому же принципу была создана и видеотека. Это очень положительно сказалось на атмосфере - у людей появилось множество общих тем для общения.

По материалам Рoint.ru

Тут должна быть какая-нибудь сильная цитата Френка Андервуда про сильную команду, но, чёрт возьми, ничего не нашёл. Поэтому давай перейдем от высокопарных демагогий к практике.

Итак, для любых великих свершений нужна хорошая команда. Кроме того, команда должна быть сплочена, скована одной цепью и связана одной целью. Галера, на которой гребцы гребут вразнобой, далеко не уплывёт, вы, скорее, отправитесь со своими амбициями к той кошмарной рыбе из трэшового советского мультика, в котором русалка с рыбьей головой пела: «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королём». Но нормальные чуваки не хотят быть королями какого-то там днища, поэтому выхватывают меч из ножен, вскакивают на щит и призывают свою армию сплотиться. А как призывать? Сейчас узнаем.

Этот текст посвящен не только начинающим бизнесменам, но и всем тем, кто мечтает собрать вокруг себя сильную команду. И не важно, что у вас: рок-группа с гаражом и большими амбициями, любительская футбольная команда, команда КВН. Методы везде одинаковые.

Персонал предприятия – это как футбольная команда: ребята должны играть как единая команда, а не как скопище ярких личностей.
– Ли Якокка –

Свои люди

Если хочешь сформировать именно команду, то относись с огромной тщательностью к подбору новых людей. Они должны быть не просто профессионалами, но и мыслить одинаково с тобой. Только свои люди понимают всё с полуслова, и это сильно экономит время. Не придётся тратить время на знакомство, интеграцию и освоение. Привыкание пройдёт гораздо быстрее. Пускай ты возьмешь ударника похуже, но зато он будет тебя понимать и двигаться с тобой в одном направлении. А техника – дело наживное.

Если твоя команда будет, словно сборная по футболу, состоять из игроков разных клубов, то раскол неизбежен. Когда все слеплены из одного теста, то риск повторить судьбу Beatles и распасться сводится к 13,9%. Подсчитано научно доцентом кафедры бессмысленных подсчётов Викентием Жабо.

И, пожалуй, главная причина, почему нужно искать именно своих людей, в том, что они дадут тебе ценный совет. Зная поставленную цель, прекрасно понимая, на что вы ориентируетесь, они смогут давать грамотные советы. Иначе это превращается в шапито, всё равно что старая библиотекарша будет подсказывать, как работать в С++.

Однако помни, что стоит избегать единомыслия. Нет, не нужно спорить, все должны быть охвачены единой целью, но у них должны быть свои варианты решения проблемы, которые они смогут предложить.

Реальные цели

Если на вопрос: «Какие цели, босс?», – ты скажешь: «Ну, чтобы денег было много, там, богатства, чтобы нас знали. Ну чё-нибудь такое», – то наш тебе совет – завязывай со своими проектами прямо сейчас. Видишь ли, команда сможет сплотиться, только зная поставленную цель. И цель эта должна быть сформулирована точно, изящно и доступно, чтобы ни у кого не возникало вопросов. Иначе у разных членов твоей команды будет разное видение ситуации, и каждый начнёт достигать «богатства и славы» своим способом, чаще всего противоречащим общей работе.

И самое главное, цели должны быть реальными: не воздушные замки под названием «Светлое будущее», а шаг за шагом, преодолевая одну вершину за другой. Может быть, в далёкой стране дивных эльфов и есть создания, которые с ходу и за неделю приведут команду к успеху, но, увы, в этом мире такое возможно только после долгих лет совместной работы.
И самое главное, всегда подстраивай команду к конкретным ситуациям.

Поощрения

Безусловно, в настоящей команде многие работают не только за доброе слово, пышный корпоратив, идею, друг за друга, за своего руководителя. Команда прекрасно понимает: если результат интересен с нематериальной точки зрения, его достижение – это безусловная победа всего коллектива и любого его члена. Более того, каждый участник четко осознает свою роль в достижении этой победы. Но тем не менее, до славных времён нужно дожить, а людям деньги нужны в данный момент. А если их стремления поощряют звонкой монетой, добрым словом или какой другой премией, то появляется стимул трудиться. Доброе слово и собаке приятно, а внимание лидера – людям всех возрастов. Но главное – делать это своевременно, иначе закрадутся сомнения. Помни, успех общий, но похвалу нужно выражать лично.

Удержать всех

Чилийские социалисты пели: «El pueblo unido jamás será vencido», – или по-нашему: «Пока мы едины, мы непобедимы». А потом начинается страшное: команда и компания устают друг от друга и норовят расстаться, подорвав монолит слаженного коллектива. Ещё хуже, когда они уходят к конкурентам. Случаи с уходом на повышение рассматривать глупо, ради этого человек во многом и старался.

Почему люди уходят? Причин много, всё зависит от того, чем вы занимаетесь. Некоторые из-за денег: опыта они набрались, теперь можно перейти в контору побогаче. Некоторые просто устают и не видят смысла дальнейшего сосуществования, хочется сменить антураж. Обычный кризис. Вот тут самое сложное: ты должен убедить сотрудника в том, что лучшие времена впереди, что он действительно невероятно ценный член экипажа. И что скоро, когда вы придёте к своей цели, все мытарства будут компенсированы. Будь дипломатичен и внимателен к «братьям по оружию». Но знай и меру, чуть что – они сядут на шею.

Командная культура

В бизнес-сфере её ещё называют «корпоративной», но мы-то говорим не только про бизнес. И это очень важно, потому как, несмотря на цели и общность интересов, люди разные. Они пришли из разных семей, разных учебных заведений, и взгляды на жизнь у них разные. И иногда наступает тот самый момент, когда вы собираетесь вместе, и в их головах начинает зреть мысль: «Как бы свалить побыстрее из круга этих идиотов».

А ведь вас должно объединять что-то, кроме банальной цели и непосредственной работы. В спорте команду объединяют цвета и болельщики, в политических партиях – идеология. Что будет объединять вас? Это ты должен решить сам. Но сам факт наличия коллектива, у которого есть легенда и хоть какое-то общение между собой, привлекает больше, нежели простая контора. Вы не должны быть Pink Floyd, которые на репетициях в последние годы существования даже не здоровались друг с другом. Там, где есть командная культура, появляется гарант того, что вы не распадётесь к чертям собачьим в ближайшие 2 месяца и будете трудиться ради общего блага в поте лица до последнего предсмертного писка.

Личный вклад

Этот совет в большей мере подходит тем, кто сплотил команду на финансовой ниве. Если у вас группа или кружок юных поэтов, то здесь нужен другой подход, более традиционный, основанный на равенстве.

А в бизнесе и других местах, в которых ты играешь роль ярко выраженного лидера, избегай панибратства, мягкости и прочих нежностей, устанавливай отношения через результаты. Люди, которые достигают нужных результатов, имеют хорошие отношения с другими людьми. Они в своей работе нацелены на общее дело и выполняют свои обязательства перед всем коллективом. Доброта и нежность без результатов смысла не имеет, это лицемерие и иждивенчество.

На себя посмотри

Будь примером для своей команды. Ты эту кашу заварил, ты, в случае чего, её и будешь расхлёбывать. Ты должен быть примером для своих работников, чётким, трудоголическим примером, воплощением ответственности, идейности и трудоспособности. Твори, мучайся, живи в бешеном темпе!

И ещё, знаешь, почему апостолы так успешно сеяли христианство в Европе? Потому что они хорошо знали слабые и сильные стороны своих соратников и поэтому могли правильно распределить их обязанности. Ещё те психологи. Тебе следовало бы также взять на заметку это давно забытое искусство.