Управление имущественным комплексом. Управление имущественным комплексом на примере зао "автодиск". Подсистема «Ведение единого реестра имущественных объектов»

К числу особенностей характерных для предприятий и организаций с участием государственного капитала, препятствующих их эффективному функционированию в сложившихся рыночных отношениях, чаще всего относят:

· неэффективность системы управления предприятием;

· низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений,

· плохую сохранность и неэффективное использование имущества предприятия,

· слабые финансово-хозяйственные результаты его деятельности;

· необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;

· практику перекрестного субсидирования и деформированную структуру издержек производства.

Методологические наработки в области управления государственными имущественными комплексами и их реформирования во многом копируют таковые для коммерческих организаций. Но ожидать сходных результатов для государственных предприятий не стоит, поскольку у госимущественного комплекса есть существенные отличия:

Высокая инерционность воспроизводственных процессов, вызванная, как правило, сложной структурой производственно-коммерческих связей и определяющая эффективность процесса реструктуризации первоначальным состоянием предприятия;

Значительная доля непроизводственных расходов, включающая зачастую расходы на содержание непрофильных активов;

Разобщенность целей функционирования промышленного предприятия как самостоятельной коммерческой единицы и задач, стоящих перед собственником (в лице органов государственной и территориальной власти);

Неэффективные методы управления, включающие, как правило, традиционные и устаревшие формы: бюджетирование, поддержку системы санкций, нормирование экономических показателей.

Для системной поддержки инновационного развития государственных организаций и предприятий, находящихся в государственной собственности, главным является приток инвестиций. Органы государственного управления могут обеспечить предоставление, в том числе и под государственные гарантии, банками или специальными фондами долгосрочных кредитов под низкие проценты государственным инновационным компаниям. При этом в качестве дополнительной меры поддержки на местном уровне может использоваться льготное налогообложение.

Использование элементов стратегического управления в имущественном менеджменте на региональном уровне предполагает использование систем поддержки принятия решений, как на уровне отдельной организации, так и на муниципальном и региональном уровне. Так решаются задачи мониторинга состояния имущественных ресурсов региона, проверки гипотез, анализа и прогнозирования конъюнктуры рынка, аналитическое обоснование стратегического выбора.

В общепринятом понимании под имуществом обычно понимают основные средства предприятий. Такой подход возник из определения, данного в экономическом словаре, которое гласит, что имущество - материальный объект гражданских прав, прежде всего права собственности. Кроме того, имущество рассматривается как совокупность имущественных прав (актив) или имущественных прав и обязанностей (актив + пассив), принадлежащих определенному лицу. Владение - фактическое обладание вещью, одно из правомочий собственника.

В экономической литературе многими авторами имущественный комплекс предприятия рассматривается как совокупность недвижимого и движимого имущества и вложений, нематериальных активов (включаемых и не включаемых в баланс), оборотных средств, ценных бумаг и других активов".

Управление имущественным комплексом призвано решать следующие задачи: обеспечивать простое и расширенное воспроизводство основных производственных фондов, сохранность и необходимый прирост собственных оборотных средств, рациональное использование земельных участков, находящихся в ведении предприятий, 1

1 Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: Имущественный подход: Учебно-практическое пособие. М.: Дело, 2000.

развитие производственных мощностей и сохранение имущества в рабочем состоянии 1 .

Вопросы управления имуществом организаций и предприятий встали на повестку дня в связи с процессом приватизации и передачей в собственность акционерным обществам различного типа государственного имущества в виде зданий, сооружений, оборудования, машин, механизмов и других элементов основных фондов.

Появились собственники, но структура и состав имущества, полученного в процессе передачи, складывались до 1991 г. исходя не столько из производственных потребностей, сколько в процессе наделения предприятий основными фондами, выделения централизованных капитальных вложений. Другими словами, имущество многих предприятий - следствие плановой системы управления народным хозяйством, и его состав соответствовал этой системе, т.е. структуре производства, номенклатуре и объемам производимой продукции.

Далее в процессе развития рыночных отношений приобретались новые основные фонды, заменялись изношенные и устаревшие. Формировался основной капитал предприятия как стоимостная оценка основных фондов и других материальных и нематериальных активов, которые зачисляются на баланс и используются в течение длительного периода времени во многих производственных циклах. В процессе эксплуатации основные производственные фонды постепенно переносят свою стоимость на себестоимость продукции по частям, постепенно приходят в негодность и нуждаются в замене. За время эксплуатации предприятие должно иметь возможность накопить достаточное количество средств для замены или модернизации оборудования.

Поэтому имущественный комплекс - категория прежде всего воспроизводственная. Каждое предприятие обязано обеспечивать воспроизводство своего ресурсного потенциала. Невнимание к этому вопросу привело к резкому старению основных фондов, высокому, более чем 60%-му уровню износа, крайне медленному внедрению новых технологий, неэффективному отношению к земле, снижению уровня квалификации рабочих кадров, сокращению размеров собственных оборотных средств и другим негативным последствиям. Результат этих тенденций очевиден - многие предприятия находятся на грани банкротства.

В условиях рыночной экономики чрезвычайно важно создать на уровне предприятия эффективный механизм управления имуществом с целью получения максимально возможной величины при- 1

1 Козловский А.В. Имущественный комплекс строительных организаций: Учеб, пособие. М.: ГУУ, 2001.

были. Необходимо в комплексе рассматривать проблему управления имущественным комплексом с учетом всех взаимосвязей, возникающих в процессе производства и реализации продукции, для оптимизации издержек и затрат, налогового бремени, обеспечения экономической и финансовой надежности предприятия, минимизации вероятности банкротства, ликвидации или продажи бизнеса.

Имущественный комплекс предприятия должен обеспечивать оптимальные условия и базу эффективного развития, для этого необходимо:

  • определить эффективность деятельности предприятий, базируясь на принципах комплексного системного подхода к оценке влияния различных групп факторов внешней и внутренней среды, а также в зависимости от наличия и степени влияния различных факторов риска и неопределенности в процессе функционирования предприятий в различных экономических ситуациях;
  • реализовать ресурсную политику предприятия, обеспечивающую рациональное использование ресурсов на различных фазах строительного цикла.

Целесообразен анализ категории «имущественный комплекс» как объекта и субъекта гражданского права, а также рассмотрение оценки стоимости недвижимости и земли как инвестиционных ресурсов 1 .

Строительные предприятия являются важнейшим структурным звеном инвестиционного процесса. Если инвестиционный процесс в целом достаточно эффективен, то его результаты оказывают существенное положительное влияние на другие отрасли: промышленность строительных материалов, химическую и металлургическую промышленность и др. Иными словами, возникает экономический эффект у смежников в виде увеличения объемов производства продукции и прибыли. Поэтому инвестиционный процесс должен иметь четко определенные перспективы и продуманную эффективную инвестиционную стратегию. Эта стратегия определяется изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка, ролью государства, действующей налоговой системой, платежеспособным спросом потребителей строительной продукции и другими факторами. Поэтому любое инвестиционное решение должно прорабатываться в нескольких вариантах, что существенным образом влияет на структуру имущественного комплекса предприятия.

Инвестиционная стратегия и возможность ее конкретизации предполагают накопление финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации. К сожалению, низкий уровень рентабельности стро 1 Куликов А.С. Оценка стоимости недвижимости как инвестиционного ресурса: Автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2001.

ительного производства и существующая амортизационная политика не позволяют обеспечить необходимый уровень накоплений для обеспечения простого, не говоря уже о расширенном, воспроизводства основных средств строительных предприятий. И только правильно оцененный имущественный комплекс, по мнению многих ученых, в современных условиях может быть гарантией привлечения инвестиций со стороны и рассматриваться в современных условиях, как инвестиционный ресурс.

В последние годы многие исследователи проблем российского рынка ценных бумаг выдвигают тезис о том, что российские предприятия в значительной степени недооценены рынком по сравнению с предприятиями развитых или даже развивающихся стран. Так, по оценкам аналитиков, российские предприятия недооценены по сравнению с зарубежными аналогами.

Остановимся на особенностях имущественных комплексов строительных предприятий. Строительные предприятия в отличие от промышленных не занимают большие земельные участки. Исключение составляют предприятия, имеющие собственную производственную базу, например домостроительные комбинаты. У строительных предприятий могут быть карьеры по добыче песка или гравия, полигоны для монтажа металлоконструкций, территории, занятые управлениями производственно-технологической комплектации.

Рассматривая движимое имущество и вложения, можно отметить, что основное место в ней занимают машины, механизмы, транспортные средства, инструмент и инвентарь. На эту группу приходится более 70% всего имущественного комплекса строительных предприятий. Такая структура имущества связана еще и с тем, что строительные машины и механизмы чрезвычайно дороги, имеют длительный срок эксплуатации, но при этом очень низкий коэффициент использования во времени. Поэтому отдача от активной части имущества составляет 60-70%.

Оценивая статью «Запасы и затраты», можно отметить, что в современных условиях строительным предприятиям нет необходимости создавать большие объемы запасов строительных материалов, так как этот рынок достаточно насыщен. Исключения могут составлять предприятия, работающие в регионах, где в силу природно- климатических условий необходимо обеспечивать сезонный завоз материалов, а следовательно, создавать запас на несколько месяцев. Кроме того, проблема запасов имеет две стороны - отвлечение на длительный период времени средств из хозяйственного оборота и замедление их оборачиваемости, а также наличие достаточного количества собственных оборотных средств для сохранения этих запасов.

В статье «Денежные средства и прочие финансовые активы» можно отметить высокий уровень дебиторской задолженности вследствие нарушений условий и сроков оплаты заказчиками выполненных строительно-монтажных работ. Дополнительные расходы возникают у строительных предприятий еще и потому, что имеет место разрыв во времени между завершением работ на объекте и принятием его заказчиком. В этот период строительное предприятие вынуждено нести расходы, связанные с эксплуатацией построенного объекта. Это прежде всего касается жилых домов и объектов социально-бытового назначения.

В процессе углубления рыночных отношений и в связи с периодическими переоценками основных фондов их структура стала меняться.

Переоценки основных средств, проводившиеся на основе коэффициентов пересчета их балансовой стоимости в восстановительную, разработанных Госкомстатом России, естественно, привели к значительным расхождениям между реальной и балансовой стоимостью основных средств.

Очевидно, что при такой структуре основных фондов отрасль выгодно отличается от других, так как основной объект вложения капитала - активная часть.

В последние годы отношения между удельными весами зданий и сооружений и активной частью фондов изменились обратно пропорционально. Это связано как с рыночными факторами, так и с количественными изменениями в номенклатуре основных видов машин и механизмов.

Следует отметить, что в структуре имущественных комплексов всех крупнейших строительных предприятий Республики Татарстан из-за плохо поставленного учета нематериальных активов и интеллектуальной собственности их доля в балансе активов не превышает 1%.

Таким образом, анализ статистической информации свидетельствует о значительном удельном весе основных средств в структуре имущественного комплекса строительных предприятий.

Кроме того, качественный анализ состояния имущественного комплекса предприятий показал, что:

  • основные фонды предприятий учитываются по балансовой стоимости, которая не соответствует их рыночной стоимости;
  • в структуре имущества не учтена стоимость земельных участков;
  • руководители предприятий не уделяют должного внимания учету

нематериальных активов.

В ходе переоценки имущества (группы однородных основных фондов) предприятия, как правило, изменяется его первоначальная

(балансовая) стоимость. Вследствие этого изменяется величина налога на имущество, причитающегося к уплате в бюджет:

где б"Но и AHf - сумма налога на имущество соответственно до и после проведения переоценки основных фондов;

ДАН И - изменение (увеличение или уменьшение) величины налога на имущество в результате переоценки основных фондов.

Изменение стоимости переоцениваемого имущества приведет к пропорциональному изменению величины амортизационных отчислений, что в свою очередь за счет отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) повлияет на исчисление величины налога на прибыль:

где AHJJ и АН"- сумма налога на прибыль соответственно до и после проведения переоценки основных фондов;

ДАН П - изменение (увеличение или уменьшение) величины налога на прибыль в результате переоценки основных фондов.

Таким образом, переоценка основных производственных фондов создает возможность управления налогооблагаемыми базами по налогу на имущество и налогу на прибыль.

Покажем основные моменты изыскания резервов развития предприятий на основе управления основными средствами за счет их переоценки.

К определяющим современным задачам переоценки основных средств относятся:

  • устранение смешанной оценки основных средств по полной первоначальной стоимости в ценах разных лет;
  • получение объективных данных, отражающих общий объем, видовую и отраслевую структуру, территориальное распределение и техническое состояние основных фондов;
  • определение фактического физического износа и сравнение его с накопленными амортизационными отчислениями;
  • получение обоснованной базы для расчета амортизационных отчислений;
  • согласование объема фондов с динамикой продукции;
  • оптимизация налогообложения за счет пересчета налога на имущество;
  • минимизация ценообразования за счет сбалансирования доли амортизации в себестоимости продукции (работ, услуг);
  • повышение управляемости основными средствами за счет определения эффективности их использования в производственном процессе;
  • определение стоимости реализации основных средств;
  • определение объемов и структуры капитальных вложений, производства объектов основных средств;
  • страхование имущества предприятия;
  • передача объектов основных средств в оперативную аренду;
  • организация лизинга;
  • оформление объектов основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия;
  • разработка бизнес-плана для реализации инвестиционного проекта.

Сегодня переоценка основных средств все меньше и меньше рассматривается исследователями и хозяйственниками-практиками как процедура учета и контроля и все чаше выступает механизмом бизнес-планирования. Переоценка позволяет руководителям адекватно оценить потенциал развития предприятия и наметить пути его реализации.

Другим источником повышения эффективности управления основными средствами предприятий становится повышение качества их учета.

Качественно проведенная переоценка на основе данных технической инвентаризации обеспечивает уменьшение потерь по прибыли при реализации или списании машин и оборудования. Решение текущих проблем предприятий за счет откладывания на неопределенный срок замены устаревших основных фондов может привести к трудно устранимым последствиям для этих предприятий, поставить под вопрос само их существование. Изменение остаточной стоимости в результате осуществления совместного процесса технической инвентаризации и переоценки дает возможность замены морально устаревшего оборудования на основе списания несамортизированной части при минимальных потерях по прибыли.

Таким образом, по мере изменения системы экономических отношений и усиления рыночных тенденций переоценка основных средств все больше из инструмента контроля и учета превращается в механизм выявления внутренних резервов и повышения эффективности производства. Включение переоценки основных фондов в маркетинговые технологии управления предприятием позволяет за счет использования комплексного подхода значительно повысить ее влияние на деятельность предприятия в целом.

Оценка рыночной стоимости имущества определяется при помощи классических подходов к оценке стоимости - затратного, сравнительного и доходного.

При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме. Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект

оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой стороны, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой стороны сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, которые необходимы для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный с объектом оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки .

Земельно-имущественный комплекс является объектом всеобщих интересов, фактором воспроизводственного процесса, базовым элементом имущественных отношений и требует современного и эффективного управления. Одной из важных задач управления является оценка стоимости имущества предприятия.

Информационная система «Управление и распоряжение имущественным комплексом » (далее - Система) предназначена для применения в государственных органах власти Российской Федерации, осуществляющих учет и распоряжение имуществом, находящегося в различных правовых формах. Система обладает следующими функциональными возможностями:

Кадастровый учет земельных участков, объектов недвижимого и движимого имущества в разрезе правовых, экономических и технических характеристик;

Ведение реестра контрагентов - юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также предприятий и учреждений в разрезе договоров (и иных сделок) с имущественными объектами;

Осуществление всех видов сделок с имущественными объектами, подготовка проектов договоров, распоряжений, постановлений, актов и прочих документов;

Начисление сумм платы за пользование имуществом, начисление пени, штрафов в лицевых счетах плательщиков;

Разбор поступлений от Управления федерального казначейства по лицевым счетам плательщиков, возможность использования биллинговой технологии (терминалы оплаты), взаимодействие с банками, а также взаимодействие с ГИС ГМП;

Мониторинг и анализ состояния имущественного комплекса;

Интернет-портал для доступа контрагентов к информации по лицевым счетам, подготовки квитанций на оплату и прочее.

Внедрение Системы позволит осуществить:

Полный инвентарный учет объектов недвижимого, движимого имущества и земельных участков, контроль над целостностью и полнотой данных;

Сократить трудозатраты, нагрузку на сотрудников и риск «человеческого фактора» при произведении расчета платы за пользование имуществом, подготовке и печати финансовых, бухгалтерских документов, разборе поступлений за счет автоматизации ведения лицевых счетов и разбора платежей;

Настройку Системы в соответствии с изменениями законодательства (нормативно-справочной информации, методик и параметров расчета);

Увеличение доходов от использования имущества за счет оперативного определения недоимщиков и автоматизации процесса ведения претензионно-исковой деятельности;

Отражение имущественного потенциала, его динамики и структуры;

Мониторинг и анализ имущества и земельных ресурсов, обеспечение контроля за использованием имущества;

Обеспечение выполнения законодательства об открытых данных и прочее.

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

Подсистема «Ведение единого реестра имущественных объектов»

Подсистема служит для реализации и отображения процессов формирования имущественных объектов (земельных участков, недвижимого, движимого имущества) их государственного учета с возможностью деления по муниципальным образованиям, возникновения и государственной регистрации прав собственности на них. Обладает функциональностью по вводу/загрузки данных о правовых, экономических, технических и иных характеристиках, отражению регистрации права собственности, учету технической и правоустанавливающей документации, ведению истории изменения объектов.

Подсистема обеспечивает оптимальность управленческих решений по распоряжению имуществом при передаче его в аренду, отчуждении, закреплении в хозяйственное ведение и оперативное управление, передаче в пользование или доверительное управление, внесении в качестве доли при создании хозяйственных обществ, использовании в качестве залога обеспечения кредитных обязательств.

Подсистема «Ведение реестра контрагентов»

Ведение реестра контрагентов (юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей) предполагает хранение информации по лицам, которые вступают в правоотношения с Администрацией. Отображается информация по всем видам правоотношений с контрагентом в сфере имущественных отношений (аренда, приобретение (отчуждение) объектов собственности и прочее), ведется история деятельности.

В реестр также включаются предприятия и учреждения. Осуществляется сбор данных о переданном и приобретенном ими имуществе, производится анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Ведется контроль на каждой стадии процедуры ликвидации, банкротства контрагентов с целью своевременного изъятия имущества и взыскания задолженности.

Подсистема «Управление и распоряжение имущественными объектами»

Данная подсистема служит для реализации и отображения процессов распоряжения объектами (сделки): передача имущества в аренду, оформление собственности, безвозмездное пользование, хозведение и оперативное управление, постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование, доверительное управление, хранение, приобретение имущества, покупка/продажа квартир и комнат в коммунальных квартирах.

В подсистеме обеспечивается подготовка проектов документов (распоряжения, постановления, договора аренды и прочее), осуществляется расчет цены выкупа объектов.

Производится контроль целостности, полноты документов, осуществляется контроль сроков исполнения документов, сроков пользования имуществом, соблюдения регламентов осуществления сделок.

Предусмотрена система напоминаний пользователям по основным событиям в Системе (необходимость исполнения документа, подготовки документа и прочее).

Подсистема «Ведение лицевых счетов и администрирование доходов от использования имущества»

Подсистема служит для ведения лицевых счетов, расчета и начисления сумм платы за пользование имуществом, осуществление предварительных расчетов (к договорам аренды), контроля по уплате, анализа недоимки и осуществление мероприятий по снижению недоимки (претензионно-исковая работа), подготовка финансовой и бухгалтерской отчетности.

В подсистеме осуществляется массовая и индивидуальная подготовка расчетных форм и форм оплаты (ПД-4) для отправки плательщикам.

Подсистема обеспечивает возможность сбора, хранения и обработки информации от муниципальных образований, субъектов Российской Федерации.

Обеспечено исполнение Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», взаимодействие с ГИС ГМП.

Подсистема «Разбор поступлений (платежей) по лицевым счетам плательщиков»

Подсистема служит для взаимодействия с органами Федерального казначейства, загрузки и обработки информации по платежам, а также для взаимодействия с банковскими структурами для загрузки платежных поручений. Применяется биллинговая технология сбора платежей через терминалы оплаты.

Подсистема «Ведение претензионно-исковой работы с должниками по договорам аренды»

Подсистема объединяет работы специалистов по осуществлению расчетов платы за пользование имуществом и юридической службы. В подсистеме осуществляется выявление неплательщиков, подготовка предписаний, претензий на оплату задолженности, исковых заявлений.

В подсистеме контролируются сроки исполнения документов с применением системы напоминаний и оповещений пользователя.

Ведется исковая деятельность вплоть до вступления решений суда в законную силу. Отслеживается деятельность службы судебных приставов.

Подсистема «Мониторинг состояния имущественного комплекса» и подсистема «Анализ эффективности управления имуществом»

Подсистемы обеспечивают инструментальную поддержку формирования аналитических материалов о состоянии использования имущества на текущий момент времени и за выбранный отчетный период, содержащих как текстовую, так и графическую формы представления информации. Формирование аналитических материалов организовано в автоматизированном режиме в соответствии с задаваемыми пользователем параметрами.

В рамках данных подсистем созданы механизмы информационной и технологической поддержки управленческой деятельности и принятия управленческих решений.

Подсистема «Интернет-портал»

Подсистема включает в себя создания электронного портала (контрагента Управления), позволяющего пользователю получать следующую информацию:

Распечатать платежное поручение на оплату основного долга, пени, задолженности за фактическое пользование без ввода вручную каких-либо дополнительных данных;

Возможность оставить запрос на получение справок, актов сверок, выписок из лицевых счетов и прочих документов;

Оставить предварительный запрос на продление договоров, переуступки права аренды, либо на расторжение договора аренды;

Управление имущественным комплексом предприятий и организаций государственной либо муниципальной собственности в РФ осуществляется на основании норм ГК РФ, а также на основании Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприя- тиях» у подзаконных нормативно-правовых актов.

Основная задача управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности - выполнение требований собственника (государства, муниципального образования) по учету, использованию и распоряжению имуществом. При этом маркерами эффективности управления имущественным комплексом являются следующие.

1. Полнота учета и оформления прав на имущество, которая обеспечивается учетом состава имущественного комплекса в государственных реестрах и в частности:

проведением ежегодной инвентаризации для контроля состава используемого имущественного комплекса с его фактическим осмотром;

проведением технической инвентаризации для идентификации объектов недвижимости;

  • - постановкой на кадастровый учет;
  • - внесением сведений в реестр федерального имущества;
  • - утверждением перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества;

обеспечением государственной регистрации прав собственности РФ;

  • - обеспечением государственной регистрации прав вещного права владельца имущества.
  • 2. Использование (задействованность) в осуществлении уставной деятельности обеспечивается учетом использования объектов и высоким качеством управления каждым объектом:
    • - отсутствием неиспользуемых объектов;
    • - целевым использованием имущественного комплекса, т.е. наличием программы его использования с индикаторами, учетом того, какое подразделение, на каком основании, в каких условиях использует объект;
    • - по объектам движимого имущества - наличием материально ответственных лиц, проверкой фактического наличия объекта, его загруженности, разработкой и соблюдением стандартов использования и функционирования.
  • 3. Достаточность имущества обеспечивается определением оптимального состава имущественного комплекса на основе технико-экономических обоснований, планированием соответствующих мероприятий.
  • 4. Техническое качество имущества обеспечивается учетом его технического состояния, которое осуществляется путем выявления степени износа, соответствия требованиям безопасности, энергоэффективности, планированием работ по содержанию имущественного комплекса в надлежащем состоянии.
  • 5. Эффективность затрат обеспечивается на основе их анализа и определения оптимальной структуры затрат на содержание имущественного комплекса, наличия строгого управленческого учета структуры затрат, исключением излишних расходов.
  • 6. Эффективность инвестиционного использования имущества обеспечивается учетом доходов от распоряжения имущественным комплексом, исключением случаев распоряжения, влекущих отрицательный финансовый результат, наличием технико-экономического обоснования сделок по распоряжению имуществом, наличием дохода от каждой сделки.

Задание для размышления

Охарактеризуйте каждый из указанных критериев эффективности, по возможности выделив в каждом из них несколько составляющих элементов, на основании которых можно определить степень эффективности управленческого воздействия. Можно ли среди данных критериев выделить те, которые являются основными, и те, значимость которых несущественна?

При этом могут быть приняты решения по ремонту, реконструкции, продаже, передаче в аренду, отказу от права оперативного управления и пр.

Управление имущественным комплексом с государственной либо муниципальной формой собственности осуществляется исходя из тех же принципов и подходов, которые применимы к управлению государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

В Российской Федерации в целях повышения качества корпоративного управления в организациях с государственным участием проводятся мероприятия, направленные на создание адекватной системы вознаграждения органов управления в увязке с достижением ключевых показателей эффективности; применение сбалансированных подходов к выплате дивидендов акционерными обществами с государственным участием; разработку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов и профильных активов в организациях с государственным участием.

В настоящее время при принятии решений о размере дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами с государственным участием, Минэкономразвития России и Росимуществом, руководствуются Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р в соответствии с которым позиция Российской Федерации как акционера по вопросам дивидендной политики должна формироваться исходя из необходимости направления на выплату дивидендов не менее 25% чистой прибыли обществ без учета доходов (расходов), полученных от переоценки финансовых вложений, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Таким образом, принятие Правительством РФ в 2012 г. предложенных Минэкономразвития России изменений в указанное Распоряжение Правительства РФ, касающихся определения фиксированного минимального размера части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов обществами с государственным участием, позволяет осуществлять более точное прогнозирование размера доходов федерального бюджета в плановом периоде от участия РФ в уставных капиталах акционерных обществ с государственным участием.

Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № Пр-846 2 и от 27.04.2012 № Пр-1092 3 продолжается работа по поэтапной замене государственных служащих в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности РФ, профессиональными директорами 4 .

При Росимуществе сформирована и функционирует комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием. В состав указанной комиссии входят представители общественно-профессиональных организаций, сотрудники отраслевых федеральных органов исполнительной власти и Росимущества. Деятельность комиссии носит открытый характер, обеспечивая прозрачность процедур подачи заявок и отбора кандидатов из числа профессиональных директоров для участия в органах управления и контроля акционерных обществ.

В рамках исполнения п. 4 поручения Президента Российской Федерации от 05.06.2013 № Пр-1474 Минэкономразвития России разработаны методические указания но применению государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ в совокупности превышает 50%, ключевых показателей эффективности, включающих в том числе показатели капитализации компании и нормы доходности. Впоследствии достижение ключевых показателей эффективности будет учитываться при принятии решений об оплате труда руководства организаций с государственным участием и кадровых решений .

Надзорные и контрольные функции относительно управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности возложены на Минэкономразвития РФ, основными задачами которого в данном направлении являются:

  • - обеспечение оптимизации состава имущественных комплексов предприятий и организаций, в том числе путем контроля за деятельностью предприятий и организаций, входящих в состав имущественного комплекса, с правом реорганизации, преобразования в хозяйственные общества либо иные организационно-правовые формы, ликвидации предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность;
  • - формирование и внедрение системы экономического мониторинга и контроля за деятельностью предприятий и организаций, включая принятие и реализацию стратегий их развития и программ деятельности, формирование системы оценки показателей деятельности предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности, собственность которых входит в состав имущественного комплекса, и эффективности использования федерального имущества;
  • - эффективное управление имуществом предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности.

Особенности управления имущественными комплексами. В отношении управления имущественным комплексом организаций и предприятий государственной и муниципальной формы собственности имеются и неразрешенные проблемы.

Так, в управлении указанными имущественными комплексами часто выделяют техно-ориентированный и человеко-ориентированный подходы. Целью обоих подходов является ориентация на удовлетворение потребностей человека, однако они различаются средствами ее достижения и показателями результативности. В частности, каждому из подходов присуща собственная система показателей (индикаторов) достижения результатов деятельности и методы обратной связи для отслеживания степени достижения целей.

Техно-ориентированный подход сосредотачивается преимущественно на инфраструктурных показателях как на средствах удовлетворения потребностей населения. При таком подходе предполагается, что наличие средств удовлетворения потребностей населения автоматически приводит к удовлетворению этих потребностей.

Обратная связь при этом осуществляется через отслеживание статистической информации технического типа (например, количество квадратных метров жилья, объем усвоенных средств, количество коек в больницах и т.п.), а степень достижения тех или иных задач и целесообразность осуществления соответствующих действий определяется работниками органов управления. По техно-ориентированному подходу конечные потребители услуг - общины - практически отстранены от процессов управления и обратной связи.

Человеко-ориентированный подход нацелен на конечный результат - удовлетворение потребностей населения. В этом случае обратная связь осуществляется непосредственно через население на основе социальной, а не статистической информации. Показателями при таком подходе выступают индекс развития человека: долголетие, уровень образованности, уровень дохода на душу населения, степень удовлетворения разнообразными услугами, состоянием безопасности, окружающей среды и т.п.

Сочетание указанных подходов в области государственного и муниципального имущества имеют свои преимущества и недостатки. Первый подход позволяет органам государственной власти и местного самоуправления формировать задачи независимо от общины, эти задачи экономически оказываются более перспективными и масштабными. Хотя при таком подходе возможны экологические и социальные потери. При втором подходе внимание должностных лиц органов местного самоуправления направлено на решение текущих, близких к обществу социальных задач, но не таких перспективных с экономической точки зрения, а потому вероятность применения инноваций этого подхода довольно низка.

В зарубежной и отечественной практике управления комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности получили распространение техно-ориентированные подходы. Но через устранение общины от управления организацией собственной жизни, от участия в принятии решений, от контроля за деятельностью органов государственной и местной власти создается почва для совершения коррупционных действий и возникает ощущение неэффективности применения такого подхода к управлению имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности 1 . Выход из этой ситуации видится в построении прозрачности и открытости процесса управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, которых можно достичь путем применения информационно-коммуникационных технологий в управлении.

Учитывая указанные недостатки техно-ориентированного подхода к управлению, демократически развитые страны пытаются применять рядом с ним человеко-ориентированные подходы. Они предусматривают такие социальные технологии привлечения граждан, как референдумы и консультативные опрос, общественные слушания и обсуждения, местные инициативы как формы консультаций с общественностью, стратегическое планирование развития общества с участием представителей соответствующих сообществ и т.д. Таким образом, техно- и человеко-ориентированные подходы взаимодополняют друг друга. Однако для обоснованных управленческих решений показатели человеко-ориентированного подхода должны быть трансформированы в технические показатели планов действий управленческих структур . Один из основных показателей человекоориентированного подхода и его оценки - индекс человеческого развития, который тесно связан с осуществлением управления на принципах устойчивого развития, значение которого заключается во всесторонне сбалансированном развитии.

Управление имущественными комплексами предприятий и организаций с государственной и муниципальной формой собственности осуществляется в РФ с целью обеспечения устойчивого развития как государства в целом, так и муниципального образования в частности, с целью обеспечения управляемого развития. Следовательно, главным элементом такого развития является управленческая деятельность публичных институтов.

Понятие «устойчивое развитие» отмечает сбалансированное функционирование трех составляющих: природы, общества и экономики. Экологический аспект устойчивого развития заключается в направлении усилий общества на сохранение и рациональное использование природных ресурсов, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов с позиции минимизации негативного влияния их деятельности на окружающую среду. Экономический аспект заключается в саморазвитии, основанном на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически чистых, экономичных технологиях. Социальный - в создании условий для личности, для ее развития и самообразования. Социальная составляющая устойчивого развития напрямую связана с индексом человеческого развития. Человеческое развитие предполагает, с одной стороны, формирование возможностей человека (улучшение здоровья, приобретение знаний и профессиональных умений), а с другой - использование этих возможностей для отдыха, работы, культурной, общественной, политической деятельности.

Таким образом, на современном этапе следует сосредоточить внимание на внедрении социально безопасных для территориальной общины технологий управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, ориентированных на человека и его потребности. Такие технологии могут основываться на социально-функциональном и диверсифицированном подходах.

Модель совершенствования системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, основанная на использовании предложенных социально-функционального и диверсифицированного подходов, приведена на рис. 5.1.

Рис. 5.1.

Как показывает практика, традиционным при управлении государственным и муниципальным имуществом является социально-функциональный подход, обусловленный осознанием самой природы коммунальной собственности, хотя уже сегодня он требует совершенствования и приведени я в соответствие с требованиями современного этапа развития местного самоуправления в России и экономических тенденций. Совершенствование применения социально-функционального подхода заключается:

  • - в привлечении общества к самоуправлению (путем формирования общественной инфраструктуры и непосредственного влияния на организацию предоставления жизненно важных услуг);
  • - совершенствовании функционирования муниципальных унитарных предприятий;
  • - установлении межмуниципальных организационно-экономических связей по управлению государственными и муниципальными объектами, разработке и реализации совместных проектов территориальных общин на базе объектов государственной и муниципальной собственности.

Вовлечение населения муниципального образования в процесс управления объектами имущественного комплекса предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности способствует выработке у населения корпоративного интереса к управлению такими объектами. Как показывает мировая практика, это приносит не только социальные результаты, но и чисто экономические (развитие различных форм самоорганизации для обеспечения услугами и соответственно более эффективная организация их предоставления, прозрачные обоснованные тарифы, контроль качества услуг, «экономное» отношение к объекту, а, следовательно, и к государственному и муниципальному имуществу). В России же на нынешнем этапе такому процессу может помешать неготовность населения муниципальных образований применять самоуправляющиеся механизмы управления частью государственной и муниципальной собственности, что непосредственно связано с реальной способностью общества к самоуправлению в целом.

Пример из практики

Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.) не ограничивается декларированием права местных властей самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, но акцентирует внимание на их реальной способности это осуществлять . В России «право» конституционно закреплено и в основном урегулировано законодательно, но уровень «реальной способности» остается невысоким. Несоответствие материально-финансовой автономии и экономической самодостаточности по местному самоуправлению как закрепленным полномочиям, так и международным традициям и актам дает основания считать, что компетенция населения муниципального образования в хозяйствовании как субъекта экономических отношений, по сравнению с другими странами, имеет ограниченный характер.

Эффективность управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, составляющем основу государствснного/муниципального сектора экономики, без учета взаимодействия с населением государства и (или) муниципального образования, невозможна. Существенное значение для реальной способности самостоятельного управления местными делами имеет также наличие в распоряжении органов местного самоуправления достаточных финансовых, имущественных, кадровых, организационных, информационных ресурсов и т.п. Такой подход чрезвычайно важен, поскольку позволяет выяснить, в каких случаях институт местного самоуправления реально функционирует, а в каких - остается только задекларированным, и его формальная юридическая модель не воплощается на практике.

Механизмы самоуправляющегося управления имущественным комплексом организаций и предприятий государственной/муниципальной формы собственности включают:

  • - возможность создания организаций со специальными функциями надзора (управления) относительно социальных объектов, проведение социальной экспертизы разного рода проектов государственного либо местного уровня;
  • - социальные инициативы и инновации;
  • - осуществление контроля за качеством услуг и их соответствия нормативным требованиям;
  • - создание/максимальное распространение органов самоорганизации населения и предоставления им отдельных функций по управлению и обеспечению доступности государственных/муниципальных услуг.

Анализ проблематики

На сегодня общественный сектор экономики и сфера обеспечения жизнедеятельности населения государства в целом или муниципального образования в частности постепенно осваивается частными структурами в рамках сотрудничества с властью на партнерских началах. Сотрудничество частного и государственного/муниципаль- ного секторов и обеспечении населения качественными услугами наиболее целесообразно в таких сферах жизнеобеспечения населения, как водоснабжение, санитарная очистка и вывоз мусора, коммунальная энергетика, транспорт, здравоохранение и образование, т.е. в секторах, которые традиционно относят к сфере общественных услуг.

Сущность государственно-частного партнерства сводится к передаче государственным партнером (на местном уровне - органом местного самоуправления) частному партнеру тех или иных функций по управлению государственными или муниципальными имущественными объектами в определенной сфере обеспечения жизнедеятельности муниципального образования на четко установленных условиях на основе эффективного распределения ресурсов, выгод, ответственности и рисков.

Привлечение частного партнера к управлению объектами имущественного комплекса государственной или муниципальной формы собственности способствует использованию рыночно-экономических механизмов.

При этом стоит отметить следующие конкурентные преимущества:

  • - низкую цену единицы продукции (услуги) при обеспечении ее качества; предпринимательские навыки и умение экономически обосновывать соотношение «цена - качество»;
  • - умение продвигать свой продукт на рынке и проводить политику партнерских отношений с потребителем;
  • - усовершенствованную эффективность хозяйствования па основе гибкого реагирования на колебания спроса;
  • - опытный менеджмент и доступ к новым технологиям, который в рамках государственной монополии сферы общественных услуг был ограничен;
  • - возможности движения капитала и доступа к кредитным ресурсам.

Таким образом, мы имеем основания утверждать, что на современном этапе необходимо сосредоточить внимание на усовершенствовании системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности путем определения социально безопасных управленческих технологий, ориентированных на человека и его потребности. Возможным вариантом достижения этого является предлагаемое рациональное сочетание социальнофункционального и диверсифицированного подходов.

Первый является объективной необходимостью в отношении института государственной и муниципальной собственности в целом, обеспечивает реальное выполнение основных функций государственного управления и местного самоуправления. Второй - создает возможности использования преимуществ рыночных механизмов в государственном и муниципальном секторе.

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р «О формировании позицииакционера - Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятсяв федеральной собственности».
  • Перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России от 02.04.2011. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10807 (дата обращения: 29.11.2015).
  • Перечень поручений по вопросу развития конкуренции и предпринимательстваот 27.04.2012. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15166 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • Росимущества от 16.09.2011 № ГН-15/28327 «Об исполнении подпункта“е” пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № 846». URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120137 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которыхдоля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов» (vtb. Росимуществом). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=17105(Ш=134;dst= 100002,0;rnd=0.056764388210389205(дата обращения: 29.11.2015).
  • Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления.М., 2015. С. 82.
  • Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. М., 2013.С. 116.
  • Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985).

УДК 332.1: 338.6 ББК 65. 9(7) К-91

Косова Елена Газизовна, соискатель, ассистент кафедры «Финансы и кредит» экономического института ФГОУ ВПО «Северо -Кавказская государственная гуманитарная технологическая академия», т89280257925.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ ГОРОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В статье рассматриваются различные формы организаций управления и способы эффективного использования имущественного комплекса городского муниципального образования.

Ключевые слова: управление, городское муниципальное образование, муниципальная экономика, имущественный комплекс.

Kosova Elena Gazizovna, applicant, assistant of the Department of Finance and Credit of the Economic Institute FSEI HPE ”North-Caucasian State Humanitarian Technological Academy, ” tel.: is: 89280257925.

FEATURES OF PROPERTY MANAGEMENT OF CITY MUNICIPALITY

The article discusses various forms of management organization and ways of efficient use of the property complex of the city municipality.

Keywords: management, urban municipality, municipal economy, the property complex.

Эффективность деятельности муниципального образования обусловливается состоянием его экономики, а она, в свою очередь, зависит от уровня использования муниципальной собственности и тех ресурсов, которым располагает. Развитие муниципальной экономики в наибольшей степени соответствует интересам населения.

Составной частью муниципальной экономики является муниципальное хозяйство, которое представляет собой совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения.

Выявляя проблемы управления местным хозяйством, отметим, что местное хозяйство представляет собой совокупность муниципальных предприятий, организаций, учреждений, объектов инженерной инфраструктуры, муниципального жилищного фонда, иного имущества, которые обслуживают население муниципального образования. В принципе в состав местного хозяйства входят не только объекты муниципальной собственности, но и предприятия, организации, учреждения и объекты федеральной, республиканской и частной собственности, деятельность которых связана преимущественно с обслуживанием населения

В муниципальной собственности города Черкесска находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения городского округа, для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования, для обеспечения деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также для решения вопросов организации жизнеобеспечения муниципального образования, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления Федеральными законами.

Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 года №131-ФЗ, в состав муниципального имущества входит:

Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, включая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;

Имущество, предназначенное для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Федеральный закон 2003 года конкретизирует состав муниципального имущества, которое

может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов. По Закону в муниципальной собственности должно находиться только имущество, необходимое для выполнения полномочий органов местного самоуправления как публичной власти.

Имущество, предназначенное для коммерческого использования (извлечения прибыли), дол-жно быть передано другим собственникам. Муниципальное имущество, в зависимости от его назначения, может быть разделено на две основные группы: имущество, позволяющее вести хозяйственную деятельность, производить товары и оказывать услуги, и имущество, обеспечивающее выполнение управленческих и иных нехозяйственных функций местного самоуправления. Имущество первой группы закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Оно позволяет хозяйствующим субъектам функционировать, а в ряде случаев - извлекать прибыль и платить в бюджет налоги и сборы. Имущество второй группы, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет (вместе с финансовыми средствами) казну соответствующего муниципального образования.

Исходя из показателей таблицы 1, можно сделать вывод, что муниципальные предприятия работают нерентабельно и экономическая основа, которая была создана предыдущим периодом, а именно в 2007 и предыдущими годами, были в большей степени уничтожены экономическим кризисом, но своевременная помощь республиканских и федеральных властей способствовала сохранению муниципальных предприятий и их функционированию. Положительным моментом является увеличение инвестиций в основной капитал и относительная стабильность численность работающих (отсутствие резкого снижения числа работающих), уменьшение убыточности в 2,5 раза.

Таблица 1 - Динамика эффективности использования муниципальной собственности в городском муниципальном образовании Черкесска, 2007-2009

2007 2008 2009 2008к 2007, % 2009 к 2008, %

Предприятия по формам собственности, единиц 6354 6964 7270 109,6 104,4

государственная 279 272 272 97,4 100,0

муниципальная 108 100 101 92,5 101,0

частная 5339 5982 6591 112,0 110,1

Средняя численность работников, человек 10,8 10,1 9,9 93,5 98,0

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, тыс. руб. 1838,3 2100,2 1755,0 114,2 83,5

Наличие основных фондов, млн. руб. 2642,4 3188,7 4100,1 120,6 128,5

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 945,3 1301,1 1379,7 137,6 106,0

Сальдированный финансовый результат (прибыль (+), (убыток (-)деятельности организаций, млн. руб. 121,7 -44,7 -17,8 -36,7 -38,8

Источник: составлено по данным городского муниципалитета г. Черкесск.

Как известно, существующее законодательство позволяет органам местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться, распоряжаться и управлять муниципальным имуществом. В соответствии с Законом они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В современных условиях, полноценного функционирования ФЗ №131, как никогда остро встал вопрос о формировании системы мероприятий по созданию механизма управления и эффективного использования муниципальной собственности в системе каждого конкретного муниципального образования, так как муниципальная собственность является источником финансово-экономической мощи любой системы управления.

Рассмотрим некоторые формы управления муниципальным образованием, приемлемые для использования муниципалитетом города Черкеска. Система муниципального управления может осуществлять взаимодействие с частными предприятиями через форму муниципального заказа. Это работы направленные на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения территории муниципального образования, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого материальных и финансовых средств за счет местного бюджета. Следовательно, вовлечение в хозяйственный оборот субъектов различных форм собственности составляет экономико-правовую природу местного хозяйства, и это многообразие необходимо использовать при создании финансовой системы муниципального управления.

Система муниципального управления на сегодня стала именно той структурой, которая интегрирует объекты местного хозяйства и решает все хозяйственные и социальные проблемы и задачи обслуживания муниципального хозяйственного комплекса. Одной из сфер муниципального хозяйствования и управления для города являются объекты социально-экономической инфраструктуры, то есть учреждения здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, культуры, управляемые непосредственно городом, эти сферы, как правило, находятся в составе муниципальной собственности и поддерживаются через бюджетное финансирование.

Второе достаточно масштабное направление муниципального управления составляют сферы экономической жизнедеятельности, работающие преимущественно на принципах коммерческого расчета - это торговля, бытовое обслуживание, ЖКХ, транспорт, строительство.

Первая и вторая сферы в комплексе представляют социально-экономическую систему, осуществляющую воспроизводство жизнедеятельности населения проживающего на данной территории.

Одним из методов распоряжения муниципальной собственностью города Черкесска является оперативное управление, этот метод представляет собой систему отношений, при которых предприятие или учреждение осуществляют пользование и распоряжение имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник вправе изъять излишнее неиспользуемое имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Субъект оперативного управления может распоряжаться закрепленным имуществом лишь с согласия собственника. Собственник в лице муниципального образования определяет порядок распределения дохода предприятия или учреждения, а доходами и имуществом, приобретенным за счет этих доходов, субъект хозяйствования, распоряжается самостоятельно. По обязательствам субъектов оперативного управления при недостаточности его имущества, муниципальное образование как собственник несет субсидиарную ответственность.

Для системы муниципального управления самым экономически эффективным методом распоряжения муниципальной собственностью является аренда, т.е. сдача во временное пользование муниципального имущества, не закрепленного за другими юридическими лицами на вещном праве. Право сдачи муниципального имущества в аренду принадлежит только муниципальному образованию как собственнику. Передача муниципального имущества оформляется договором аренды, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору определенное имущество во временное пользование за арендную плату. При этом доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки, природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Договор аренды должен содержать данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами. При заключении договора аренды муниципальное образование уведомляет арендатора обо всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду муниципальное имущество (сервитуте, праве залога и т.п.).

Мало используется в практике муниципального управления в России, в том числе и г. Черкесске метод доверительное управление муниципальным имуществом. Суть этого метода заключается в том, что доверительное управление осуществляется на основании договора, согласно которому муниципальное образование как учредитель передает доверительному управляющему в управление имущество на определенный срок. Управление осуществляется в интересах муниципального образования, в некоторых случаях, возможно, что доверительное управление будет осуществляться в интересах доверенного от муниципального образования, лица. Этим лицом может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Имущество не подлежит передаче в доверительное управление государственному органу или органу другого муниципального образования. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, но он вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором любые юридические и фактические действия в интересах муниципального образования.

В доверительном управлении могут быть все объекты муниципальной собственности это и предприятия и имущественные комплексы, отдельные объекты, ценные бумаги и другое имущество. Имущество, уже размещенное муниципальным образованием на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, не может быть передано в доверительное управление.

Формой эффективного использования муниципального имущества является участие муниципального образования в хозяйственных обществах. Управление принадлежащими

муниципальному образованию акциями (паями, долями) в уставном капитале хозяйственных обществ осуществляет администрация городского округа. Администрация городского округа назначает своего представителя для участия в работе органов управления хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых есть доля муниципального образования. Приватизация принадлежащих муниципальному образованию акций (паев, долей) в уставном капитале хозяйственных обществ производится на основании утвержденного прогнозного плана приватизации муниципального имущества и решений об условиях их приватизации, принятых Думой городского округа. Необходимо отметить, что муниципалитет города Черкесска имеет возможность воспользоваться данной формой, но упускает такую возможность.

Некоторые муниципальные образования, при наличии соответствующих условий, могут воспользоваться концессионным соглашением. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности . Перечень предложенных форм эффективного управления муниципальным имуществом не являются окончательным, теория и практика создадут, и предлежать и другие, новые способы, но вышеперечисленными формами город Черкесск может использовать на блага населения.

Литература:

1. Зотов В.Б. Система муниципального управления. СПб.: Питер, 2008. 271 с.

2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М., 2005. С. 41.

3. Рой О.М. Система государственного муниципального управления. М., 2005. С. 63.

1. Zotov V.B. The system of municipal governance. SPb.: Peter. 2008. 271 p.

2. Vasilenko I.A. State and municipal management. M. : 2005. P. 41.

3. Roy O.M. The system of state municipal governance. M.: 2005. P. 63.