Содержание основных принципов таможенного контроля. Основные принципы осуществления таможенного контроля. Общие положения о таможенном контроле

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации1.

ТК РФ установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами РФ.

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Вышеуказанные обстоятельства определяют основной принцип проведения таможенного контроля выборочность форм таможенного контроля (таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ). При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ. Система управления рисками (СУР) основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ2:

  • -имеющих устойчивый характер;
  • -связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
  • -подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
  • -затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. Такая стратегия определяется документами, к которым установлен ограниченный доступ.

Следует отметить, что формы таможенного контроля и порядок его проведения исходя из таких форм установлены Таможенным Кодексом РФ. Применение форм таможенного контроля, которые не установлены ТК РФ, не допускается. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами.

Так же, не мало важным принципом, совершения таможенного контроля является соблюдения прав лиц, недопустимость причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). За причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. При этом убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таможенный кодекс устанавливает критерии отнесения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, считающихся находящимися под таможенным контролем. Так, товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ и до момента:

  • - выпуска для свободного обращения;
  • - уничтожения;
  • - отказа в пользу государства;
  • - обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом;
  • - фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.

При этом российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы.

Таможенные органы в целях совершенствования таможенного контроля, сотрудничают с иностранными государствами, стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями.

Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля.

Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов, проводимым в формах таможенного досмотра и осмотра товаров (транспортных средств), таможенного наблюдения.

Зоны таможенного контроля создаются:

  • - вдоль таможенной границы РК;
  • - в местах производства таможенного оформления;
  • - в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
  • - в местах временного хранения;
  • - в местах стоянки транспортных средств, перевозящих, находящиеся под таможенным контролем товары;
  • - в иных местах, определяемых.

Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РК.

Первостепенной задачей организации таможенного контроля является развертывание сети таможен и их структурных подразделений, приближенных к участникам внешнеэкономических связей, местам наиболее интенсивной внешнеэкономической деятельности, с целью сокращения времени перемещения через таможенную границу и ее пересечения физическими лицами.

На таможни и таможенные посты приходится основной объем работы по осуществлению таможенного контроля и оформления. Поэтому решение вопросов, связанных с определением оптимальной структуры таможни (таможенного поста), отражающей цели, принципы, основные направления, порядок организации взаимодействия внутри этих структур и между таможенными органами в целом - другая принципиально важная задача организации таможенного контроля

Другим направлением организации таможенного контроля является включение в этот процесс участников внешнеэкономической деятельности, предприятий транспорта и связи, других правоохранительных органов, органов исполнительной власти субъектов Республики Казахстан. Особая роль здесь принадлежит таможенным брокерам, таможенным перевозчикам, владельцам складов временного хранения и таможенных складов. Это они облегчают и ускоряют проведение таможенного контроля, сокращают издержки времени, сил и средств.

Таким образом, только путем достижения согласованности всех организационных и практических мер при следовании товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу создаются необходимые условия для организации эффективного таможенного контроля.

Организация таможенного контроля в регионе состоит из:

  • 1. определения предполагаемого объема работы таможенных органов (количество участников ВЭД, товаров и транспортных средств, а также лиц, подлежащих таможенному контролю);
  • 2. установления мест таможенного контроля и оформления, оптимального распределения между ними объема работы по ТК и ТО, создания надлежащих условий для осуществления этих процедур;
  • 3. определения числового состава и разработки оптимальной структуры таможенного органа;
  • 4. подбора и обучения кадров;
  • 5. создания материально-технической базы;
  • 6. разработки системы связи и взаимодействия как внутри таможенного органа, так и между таможенной и околотаможенной сферами;
  • 7. обеспечения устойчивой работы всех служб таможенного органа, принимающих участие в осуществлении таможенного контроля.

Типовая схема организации таможенного контроля отражает систему взаимодействия служб таможенных органов и других предприятий и организаций.

При ввозе товаров и въезде лиц типовая схема включает в себя следующие мероприятия:

  • 1. уведомление таможенного органа В пересечении таможенной границы товаром и транспортным средством, а в соответствующих случаях - о лицах, пересекающих таможенную границу, и принятие таможенным органом такого уведомления;
  • 2. представление таможенному органу товаров, транспортных средств и документов на них, а в соответствующих случаях и на лиц;
  • 3. оформление принятия под таможенный контроль товаров, транспортных средств и документов на них, а в случаях, определенных таможенными правилами, - осуществление идентификационного выборочного или полного досмотра товаров и транспортных средств, а также повторного досмотра;
  • 4. в случаях, когда это обусловлено правилами, оформление доставки товаров, транспортных средств и документов на них в таможню назначения;
  • 5. принятие доставленных товаров и транспортных средств таможней назначения под таможенный контроль;
  • 6. уведомление таможни отправления о доставке (недоставке) товаров, транспортных средств, документов на них);
  • 7. помещение товаров на склад временного хранения;
  • 8. принятие таможенным органом таможенной декларации;
  • 9. таможенный контроль и оформление товара после принятия таможенным органом таможенной декларации;
  • 10. завершение таможенного оформления и принятие по его результатам соответствующего решения.

При вывозе товаров, транспортных средств и выезде лиц последовательность операций при осуществлении таможенного контроля изменяется, хотя это существенно не влияет на принципиальную схему организации таможенного контроля.

Таможенные органы используют только те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства. При этом выборочность и достаточность форм контроля являются принципами его организации.

Выбор форм таможенного контроля может зависеть от характера и стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров, вида таможенного режима под который они помещаются.

Например, товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и помешенные под режим выпуска для свободного обращения, реимпорта и таможенного склада, должны предъявляться таможенному органу, производящему таможенное оформление таких товаров. В таком случае, вместо идентификационного досмотра осуществляется досмотр не менее 50% товаров каждого наименования из числа всех предъявленных товаров в случаях, если:

  • 1. описание и/или код товара, также страна происхождения в разных товаросопроводительных и таможенных документах различаются;
  • 2. в составе одной партии осуществляется ввоз товаров с высоким уровнем таможенного обложения (если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, за исключением НДС, в отношении товара превышает 15% его таможенной стоимости) и с низким уровнем таможенного обложения (если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, за исключением НДС, в отношении товара не превышает 15% его таможенной стоимости)

В то же время, если ввозимые товары не облагаются таможенными пошлинами и налогами, то проводится только идентификационный досмотр таких товаров.

Таможенные органы Республики Казахстан особое значение уделяют контролю за ввозом в страну оружия, боеприпасов, наркотических и психотропных веществ, печатной продукции, кино, - фото, - аудио,-видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Для решения такой задачи таможенные органы периодически организуют 100% -ный досмотр воздушных судов и прибывающих на них пассажиров, ручной клади и багажа.

Личный досмотр применяется как исключительная форма таможенного контроля.

Таможенное законодательство Республики Казахстан предусматривает освобождение от такой формы таможенного контроля, как таможенный досмотр, только при наличии перечня лиц, товаров и транспортных средств, освобождаемых от таможенного контроля.

Таможенному досмотру не подлежат:

  • 1. Личный багаж Президента РК и следующих вместе с ним членов его семьи;
  • 2. Личный багаж депутатов Парламента РК и членов Правительства РК при пересечении ими границы в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей;
  • 3. Иностранные военные корабли (суда), боевые и военно - транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.
  • 4. Право освобождения от таможенного досмотра представлено Председателю ГТК или лицу, его замещающему, в тех случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Республики Казахстан.

Освобождение от определенных форм таможенного контроля в соответствии с международными договорами осуществляются после ратификации этих договоров.

Примером может служить оформление дипломатической почты. При осуществлении таможенного контроля лица таможенных органов производят только внешний осмотр дипломатической почты и проверяют соблюдение требований о маркировке и описании почты в курьерном листе, ибо эти требования установлены рядом международных конвенций.

Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах:

  • 1. на пограничных железнодорожных станциях;
  • 2. на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы;
  • 3. на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией;
  • 4. на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной.

Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций.

Таможенное оформление физических лиц осуществляется:

непосредственно в вагонах пассажирского поезда;

на вокзалах пограничных железнодорожных станций.

Технологический комплекс контроля включает линии контроля служб, принимавших участие в оформлении и контроле.

При убытии из страны в указанную схему входят:

  • 1. линия таможенного контроля, почта, телеграф, телефон и отделение банка;
  • 2. линия оформления багажа и груза транспортным предприятием, осуществляющим международные перевозки;
  • 3. линия пограничного контроля;
  • 4. линия контроля наличия оружия и металла под одеждой на человеке - линия безопасности.

На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции животного и растительного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля.

При прибытии в страну (в РК) в технологический комплекс контроля входят:

  • 1. линия пограничного контроля;
  • 2. линия получения багажа и грузов;
  • 3. линия таможенного контроля, с которой совпадают линии фитосанитарного и ветеринарного видов контроля.
  • 4. Все эти вопросы отражаются в решении начальника таможни на охрану таможенной границы.

Разработанные каждой службой технологические схемы по своему профилю сводятся в единую технологическую схему оформления лиц, товаров и транспортных средств. После согласования схема утверждается начальником пограничной железнодорожной станции, начальником таможни (таможенного поста), начальником ОКПП (КПП) или отделения ОКПП погранвойск, руководителями пунктов медико-санитарного, ветеринарного контроля, руководителем органа милиции (линейного отдела УВД на железнодорожном транспорте)

Важным средством, обеспечивающим своевременность оформления железнодорожных поездов загранследования, является поддержание должного погранично-таможенного режима при оформлении поездов загранследования на контрольном посту на границе, на перегоне от контрольного поста до пограничной железнодорожной станции и на пограничной железнодорожной станции во время оформления лиц, товаров и транспортных средств до окончания их таможенно-пограничного оформления.

В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу, с учетом местных условий, руководство железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами определяют территории, пути, площадки и помещения, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

В таких местах, с целью создания необходимых условий для проведения контроля, исключения доступа лиц к закрытым для них местам, транспортным средствам международного следования и незаконного пересечения государственной границы, а также предотвращения совершения контрабандных действий, валютных операций и иной противоправной деятельности, таможенными органами и погранвойсками вводятся дополнительные режимные ограничения.

Отстой вагонов международного сообщения на досмотровых площадках не допускается.

Доступ лиц к поездам (вагонам, контейнерам) международного сообщения в период их погранично-таможенного контроля запрещается.

Встречающим и провожающим лицам не разрешается входить в помещения, где находятся лица, не прошедшие перед отправлением за границу таможенный и паспортный контроль.

Посадка и высадка пассажиров на пограничных железнодорожных станциях из поездов (вагонов) международного сообщения, а также погрузка (выгрузка) почты, багажа и иного имущества производится только с разрешения пограничных и таможенных властей.

В пунктах пропуска через границу вводится пропускной режим.

Вход в зону таможенного оформления и контроля разрешается только по пропуская, выдаваемым таможенными органами.

Под контрольным постом пограничной железнодорожной станции понимается инженерное сооружение, представляющее собой досмотровую площадку для осмотра длинномерных поездов (50х60 вагонов) с 1-2, 1-4 железнодорожными колеями.

По периметру поста устанавливается ограждение, оборудованное периметровой сигнализацией или иными средствами охраны от несанкционированного доступа.

На контрольных постах возводятся (строятся) специальные помещения для работающих смен сотрудников пограничных и таможенных органов.

Основное назначение контрольного поста - осуществление внешнего наружного осмотра пассажирских поездов и полный внешний, а при необходимости - и внутренний осмотр всех грузовых, как груженных, так и порожних поездов (вагонов), убывающих за границу и прибывающих из-за границы.

Подразделениями таможенного органа и ОКПП (КПП) - отделения пограничного контроля пограничного контроля за грузовыми поездами в процессе службы на контрольном посту имеют право вскрывать с целью осуществления таможенного и пограничного контроля опломбированные вагоны (контейнеры). Вскрытие вагонов (контейнеров) со снятием пломб осуществляется в присутствии представителя железнодорожной станции и оформляется актом вскрытия, который подписывается представителями железнодорожной станции, таможенного органа и контрольно - пропускного пункта погранвойск.

Транспортные средства - пассажирские и грузовые поезда, оформленные на контрольном посту, учитываются в специальных книгах учета движения через границу транспортных средств.

В вокзалах и других станционных зданиях выделяются служебные помещения для ОКПП погранвойск, таможенных органов и других организаций, осуществляющих контроль за передвижением через государственную границу Республики Казахстан лиц, транспортных средств, товаров и иного имуществ.

Для целей таможенного оформления и контроля в железнодорожных вокзалах выделяются и оборудуются залы таможенного оформления и пограничного контроля с технологическими линиями паспортно-таможенного и других видов пограничного оформления следующих через границу лиц по прибытию и убытию, помещения для личного досмотра лиц, следующих через границу.

Физические лица, следующие из-за границы до пограничной станции или выезжающие за границу на такой станции, проходят пограничный контроль и таможенное оформление ручной клади и багажа только в вышеуказанных залах, а остальные - непосредственно в поездах.

Снятие ручной клади и багажа пассажиров, следующих в прямом беспересадочном пассажирском сообщении через границу, для проведения тщательного таможенного оформления и контроля в залах производится по решению должностного лица таможенного органа.

Проведение контрольно-досмотровых мероприятий и таможенного оформления непосредственно в поездах является одним из самых напряженных направлений работы. Время нахождения в поезде наряда ограничено расписанием.

Служба (работа) пограничных и таможенных смен согласовывается и строится с учетом графика движения пассажирских и грузовых поездов через государственную границу.

Повседневная служба - это согласованные по месту, цели, времени непрерывные действия оперативных подразделений, подразделений правоохранительного блока с сочетании с режимными мероприятиями, проводимыми таможенными органами по единому замыслу и плану в определенном районе в целях пресечения контрабандной деятельности, нарушений таможенных правил, обеспечения безопасности работы таможенных органов, должностных лиц таможенных органов и членов их семей в целях успешного выполнения возложенных на эти органы задач.

Специальная операция может проводиться во взаимодействии с соединениями, частями и подразделениями пограничных войск, территориальными органами МВД РК, КНБ, Налоговой полиции РК.

При планировании и организации службы расчет сил и средств производится с учетом стабильной обстановки, заложенного в расписании движения пассажирских и графике движения грузовых поездов в течение смены (12 часов; 24 часа)

Товарные поезда и перевозимые на них грузы, так же как и другие товары и транспортные средства, вывозимые на ее территорию из других государств, подлежат таможенному контролю. При этом локомотивы и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе.

Таможенное оформление грузовых поездов (вагонов, контейнеров) осуществляется на контрольных постах (КП), перегонах между контрольным постом и пограничной железнодорожной станцией и на пограничной железнодорожной станции

На контрольных постах ведется оформление поездных бригад, проводится визуальный осмотр, в нужных случаях - досмотр провозимых грузов. При необходимости организуется их сопровождение.

Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках отправления и на контрольных постах, проверка железнодорожных документов - в технических конторах товарных погранстанций.

Таможенное оформление поездов при импортных и экспортных операциях имеет свои особенности.

Товары, ввозимые в страну, из таможни, расположенной в пункте пропуска на границе (таможня отправления), направляются по документу контроля доставки (ДКД) в таможню, в зоне деятельности которой расположен получатель (таможня назначения), под ответственность перевозчика, для окончательного таможенного оформления во всех случаях, когда выдача товаров получателю не производится непосредственно на границе.

Товары перевозятся между таможнями под таможенным обеспечением (пломбы, печати, окантовка) в упаковке, транспортных средствах - вагонах, контейнерах, изготовленных и оборудованных таким образом, чтобы предметы не могли извлекаться из опечатанного грузового помещения, транспортного средства или контейнера или помещаться туда без оставления видимых следов вскрытия, а также повреждения таможенного обеспечения.

По окончанию формирования состава и импортными товарами для отправки в глубь таможенной территории состав подлежит предъявлению к техническому коммерческому осмотру.

Вывоз товаров допускается при условии соблюдения установленного порядка и производства таможенного оформления в соответствии с заявленным таможенным режимом.

На выходную погранстанцию прибывают товары как уже оформленные на вывоз внутренними таможнями, так и не оформленные. Последние подлежат декларированию в пограничной таможне прежде, чем будет разрешен их вывоз за границу

Таможенное оформление завершается после проверки всех сведений и документов, представленных для контроля, и, в случае необходимости, проведения досмотра заявленных товаров.

По требованию таможни железная дорога обязана предъявлять к досмотру товары и транспортные средства и обеспечить выполнение необходимых технологических операций (расцепка вагонов, снятие и вскрытие контейнеров, разгрузка товаров и т.п.)

При досмотре рефрижераторных секций, а также других вагонов, где предусмотрены помещения для проводников, стрелков военизированной охраны и других лиц, сопровождающие грузы, досмотровая группа производит досмотр непосредственно таких помещений и рабочих мест с целью выявления запрещенных к ввозу/вывозу товаров:

  • 1. товаров, на ввоз/вывоз которых имеются количественные ограничения;
  • 2. недекларированных товаров;
  • 3. незаконного провоза тенговой и валютной наличности проводниками. В процессе досмотра проверяется также наличие документов о праве ношения оружия и его соответствия указанному в разрешении.

Проведение досмотровых мероприятий осуществляется в парках прибытия и досмотровых парках.

Во время проведения досмотра связь досмотровых групп со старшими смены осуществляется по радио с докладами о всех перемещениях групп и о ходе досмотра. Досмотр должен осуществляться не менее чем двумя инспекторами на один вагон с соблюдением положений инструкции по технике безопасности, технологических норм работы станции.

При ввозе на таможенную территорию РК и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, радиоактивных материалов, товаров для целей массовой информации, товаров, направленных в адрес высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Казахстан

      Понятие и общие положения таможенного контроля.
      Формы и порядок проведения таможенного контроля.
      Классификация принципов таможенного контроля.
      Общие положения и характеристика системы управления рисками (СУР).
      Система управления рисками как важнейший принцип проведения таможенного контроля.
    Стратегия и совершенствование принципов проведения таможенного контроля.
      Стратегия принципов таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков.
      Меры по усовершенствованию принципов проведения таможенного контроля.
Заключение

Список использованной литературы

Введение
Развитие международной торговли потребовало приведения российского таможенного законодательства в соответствие с мировыми стандартами. Важным шагом на пути его унификации стало принятие Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС), вступившего в силу 1 июля 2010, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.
Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов таможенного союза, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.
Целью данной курсовой работы является изучение общих принципов проведения таможенного контроля согласно норм ТК ТС.
В настоящее время таможенный контроль осуществляется исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Стратегия развития правового регулирования таможенного контроля определяется, исходя из принципа выборочности, основанного на использовании системы управления рисками, что выступает нововведением законодательства.
Показателем эффективности таможенного контроля является расширение объема международной торговли и снижение количества нарушений таможенного законодательства. В связи с тем, что большинство таких нарушений совершается с целью сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, посредством таможенного контроля государство обеспечивает выполнение своих фискальных задач.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

    Понятие таможенного контроля. Формы его проведения.
      Понятие и общие положения таможенного контроля.
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права.
Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу на которой выстраиваются все правоотношения возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.
Таможенным Кодексом Таможенного Союза (далее ТК ТС) установлено следующее определение таможенного контроля: "Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза; (п. 31 ст. 4 ТК ТС)".
При этом необходимо отметить, что понятие "таможенный контроль" определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации как "меры, применяемые для обеспечения соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы." Понятие "таможенный контроль" раскрывается и в главе 2 "Определение понятий" Генерального приложения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции от 26.06.1999, - "Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ".

Приведенные определения показывают, что содержащееся в Таможенном Кодексе Таможенного Союза определение таможенного контроля по своему содержанию идентично определению, содержащемуся в Конвенции Киото – основном международном документе в сфере таможенного регулирования.
Таможенный контроль производится должностными лицами таможенных органов РФ. Таким образом, субъектами таможенного контроля, то есть лицами, правомочными на его производство, являются сотрудники таможенных органов РФ.
Цель таможенного контроля - проверка соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.
Субъектами таможенного контроля являются только и исключительно таможенные органы (должностные лица), поскольку, в конечном итоге, таможенные органы принимают решение о выпуске товаров и транспортных средств, включая условный выпуск либо выдачу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области таможенного дела.
В соответствии с обозначенными целями таможенного контроля можно выделить его объект и предметы. Принимая во внимание, что под объектом в праве понимаются конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения по поводу которых регламентированы законом, в качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы. И далее, обращаясь к тому, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов, уточним предметы таможенного контроля, а именно:
товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);
документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
Последний из вышеперечисленных предметов таможенного контроля отражает одну важную его особенность, имея в виду, что речь может идти о случаях, непосредственно не связанных с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенного режима), а это уже придает самостоятельность таможенному контролю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. Будучи систематической проверкой деятельности, данный вид контроля может быть обозначен надзором. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможенный надзор - проверка более абстрактная и включает в себя множество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможенных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, соблюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).
Что касается документов, необходимых для таможенного контроля, то они могут рассматриваться в качестве предметов контроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:
- документы, необходимые для таможенного оформления и контроля;
- документы, необходимые для контроля (надзора).

      Формы и порядок проведения таможенного контроля.
Таможенный контроль предполагает определенные обязанности и права, которые вызывают совершение соответствующих действий со стороны таможенных органов в формах, указанных в Таможенном кодексе Таможенного союза.
В соответствии со ст.110 гл.16 ТК ТС формами таможенного контроля являются:
1) проверка документов и сведений - таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
2) устный опрос - при совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме;
3) получение объяснений - получение должностными лицами таможенного органа от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в сфере таможенного дела;
4) таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;
5) таможенный осмотр - внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами;
6) таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами;
7) личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков - таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза;
9) таможенный осмотр помещений и территорий - таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, в местах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур, предусмотренных ТК ТС;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем - таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций, в том числе с использованием информационных систем и технологий;
11) проверка системы учета товаров и отчетности - лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях;
12) таможенная проверка - проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.
Следует отметить, что формы таможенного контроля и порядок его проведения установлены ТК ТС(гл. 16 ТК ТС). Применение форм таможенного контроля, которые не установлены ТК ТС, не допускается. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами.
    Принципы проведения таможенного контроля.
      Классификация принципов таможенного контроля.
ТК ТС установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные положениями ТК ТС и законодательством стран участниц ТС, где производится таможенное оформление 1 .
Основные принципы регулирования таможенных правоотношений содержатся в Конституции Российской Федерации, которые полностью распространяются на отношения, возникающие при осуществлении таможенного контроля.
Важный принцип сформулирован в части 1 статьи 74 Конституции Российской Федерации, которая не допускает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Организационное построение таможенного контроля основывается на принципе, содержащемся в пункте «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации, согласно которому таможенное регулирование отнесено к исключительной компетенции федерального центра. Необходимо отметить, что целый ряд конституционных принципов более общего характера также имеет непосредственное отношение к таможенному праву и соответственно к таможенному контролю:
- о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации);
- о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (часть 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации);
- о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации);
- нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (пункт 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации формирует также такие принципы, непосредственно относящихся к таможенному регулированию, как законности (статья 15); равенство всех перед законом и судом (статья 19); институт обжалования и судебной защиты прав и свобод (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Необходимо отметить, что глава 6 подпункт 111 Руководства к Генеральному Приложению Конвенции Киото определяет, что принципами таможенного контроля являются обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму.
Исходя из конституционных принципов таможенного контроля необходимо подчеркнуть их специфическую особенность:
Принцип законности- все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международно – правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата «все, что не запрещено законом, - разрешено».
Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля.
Принцип выборочности таможенного контроля - использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации.
Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.
Принцип оперативности установлении Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (МЭРТ России и ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.
Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран – партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.
Принцип эффективности таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).
При проведении таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.
Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, непосредственно связанных с целями таможенного контроля на основе принципов, установленных Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 94 ТК ТС вышеуказанные обстоятельства определяют основной принцип проведения таможенного контроля - выборочность форм таможенного контроля (таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС).
      Общие положения и характеристика системы управления рисками (СУР).
Эффективным механизмом, обеспечивающим удовлетворение интересов государства и участников внешней торговли при проведении таможенного контроля, в настоящее время выступает распространенная практически во всем мире система управления рисками в таможенном контроле (далее - СУР).
В Австрии в 1995 г. впервые в мире был создан стандарт по управлению рисками в таможенной службе. Многие страны прошли данный этап, и их практический опыт подтверждает эффективность использования в деятельности таможенных органов системы управления рисками, которая значительно ускорила движение грузов через таможни, сократив время оформления, и, самое главное, подняла конкурентоспособность своих национальных экспортеров и импортеров.
При проведении таможенного контроля таможенные органы используют, как правило, те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения действующего законодательства Российской Федерации. Принцип выборочности, закрепленный в ст.94 гл.15 ТК ТС означает отсутствие необходимости проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Анализ содержания данной нормы показывает, что законодатель стремится следовать международным стандартам, и прежде всего положениям Киотской конвенции, которые используются многими таможенными службами зарубежных стран.
Данный принцип имеет демократическую и альтернативную основы. Например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.) главы дипломатических представительств иностранных государств в России, а также приравненные к ним лица освобождаются от всех видов таможенного досмотра, включая личный досмотр, если эти лица пересекают границу по служебным делам. В этом случае осуществляется только контроль в форме проверки документов.
и т.д.................

Введение 2

    Понятие, цели и принципы таможенного контроля 4

    Правовые основания проведения таможенного контроля 8

    Формы таможенного контроля 12

3.1. Таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств 15

3.2. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля 19

3.3. Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля 23

3.4. Таможенная ревизия 25

3.5. Проверка документов и сведений 30

3.6. Устный опрос 33

3.7. Получение пояснений 33

3.8. Таможенное наблюдение 34

3.9. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков 34

Заключение 35

Список литературы 37

Приложение 38

Введение

Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.

Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля.

Таможня – государственное учреждение, осуществляющее контроль над перемещением товаров и транспортных средств (в том числе багажа и почтовых отправлений) через границу и взимание установленных пошлин и иных сборов с этих товаров. Таможня не пропускает грузы, которые не удовлетворяют условиям, предусмотренным законодательством данной страны (товары, не снабжённые соответствующей лицензией; товары, ввоз и вывоз которых запрещён, и т.д.).

Как правило, пункты таможенного досмотра располагаются в портах и на сухопутной границе, в пунктах пересечения её железной дорогой, водными, автомобильными и воздушными путями. Такие пункты организуются также внутри страны, обычно в крупных центрах в которые доставляют большие партии товаров, прибывающих из-за границы, или в местах отправки значительных количеств экспортных товаров.

Прибывающие в пограничный пункт или пункт импортные и экспортные товары и другие грузы подвергаются таможенному досмотру в целях контроля за выполнением действующих правил по ввозу и вывозу грузов, взимания причитающихся таможенных пошлин и других сборов и получения сведений для таможенной статистики.

Грузы выпускаются только после погашения всех необходимых платежей. В случае несоблюдения таможенных правил (неправильное составление или несвоевременное представление таможенной документации, указание неправильной цены товара или неверного веса его, неправильная маркировка груза и т.д.) таможня может применить административные взыскания (штраф, конфискация груза и др.).

Актуальность темы исследования – немало важную роль в сфере политических и экономических отношений оказывает таможенное дело и таможенная политика.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением таможенного контроля.

Предметом исследования выступают положения действующего законодательства в области таможенного дела, деятельность таможенных органов.

Основной целью работы является исследование института таможенного контроля, форм таможенного контроля и критерия их применения, анализ осуществления таможенного контроля.

Достижение поставленной цели исследования невозможно без определения конкретных задач.

Задачами работы являются:

Общая характеристика таможенного контроля, как института таможенного права;

Изучение правового механизма реализации форм таможенного контроля и критерия их применения;

Проведение анализа осуществления таможенного контроля;

    Понятие, цели и принципы таможенного контроля

Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации 1 .

При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы РФ, а при вывозе - с момента принятия таможенной декларации.

Таможенный контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ. При выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент пересечения таможенной границы Российской Федерации.

Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом РФ 2 , то есть субъектами таможенного контроля (лицами, правомочными на его производство) являются сотрудники таможенных органов РФ. Согласно ТК РФ таможенные органы наделены правом при проведении таможенного контроля использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением, которых возложен на таможенные органы. При необходимости таможенные органы могут использовать все формы таможенного контроля, предусмотренные таможенным законодательством.

Основными задачами таможенного контроля являются:

Установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

Обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предоставление их незаконного перемещения;

Выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

Определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества.

К целям таможенного контроля относятся:

Определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

Определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;

Контроль за разрешительным порядком перемещения товаров;

Классификация товаров по ТН ВЭД;

Определение стоимости, количества, качества.

Цель таможенного контроля так же состоит в проверке соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Место таможенного контроля в структуре административного процесса определяется с учетом его широкого и узкого понимания, каждое из которых имеет свое нормативное воплощение и практическое значение.

Таможенный контроль в широком понимании по смыслу ст. 66 и ч. 3 ст. 77 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) - это разновидность государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоза с этой территории.

На таможенные органы, осуществляющие таможенный контроль (ч. 7 ст. 358, ст. 403 ТК РФ), возложена функция координации различных видов государственного контроля при импорте и экспорте товаров.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

В широком понимании таможенный контроль охватывает всю процессуальную деятельность таможенных органов, в том числе таможенное оформление. В рамках таможенного контроля реализуется система организационно-управленческих, правоохранительных и фискальных мер. Таможенный контроль рассматривается в качестве формы осуществления таможенного дела наряду с другими формами - нормативным регулированием порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, таможенным оформлением, взиманием таможенных платежей.

В ходе таможенного контроля таможенными органами реализуется система мер административной ответственности за нарушение таможенных правил. Такими принудительными мерами становятся меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания, урегулированные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Значительной новеллой ТК РФ явилось введение системы принципов таможенного контроля как правовых основ государственного контроля в сфере таможенного дела. К числу таких принципов следует отнести:
- всеобщность таможенного оформления и таможенного контроля (ч. 1 ст. 14);
- законность таможенного оформления и таможенного контроля (ч. 2 ст. 14);
- принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования (ч. 3 ст. 14);

Выборочность и достаточность таможенного контроля (ч. 1 ст. 358);

Использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля (ч. 2 ст. 358);

Возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля (ст. 386);

Использование методов анализа рисков для определения и степени проверки (ч. 3 ст. 358);

Выработка стратегии таможенного контроля федеральной таможенной службой (ч. 4 ст. 358);

Сотрудничество с таможенными органами иностранных государств (ч. 5 ст. 358);

Взаимодействие таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ч. 6 ст. 358);

Создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу (ч. 1 ст. 403);

Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля (ст. 365);

Безопасность применения технических средств таможенного контроля (ч. 1 ст. 388).

В качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы, заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы 3 .

Таможенный контроль - одно из базовых понятий в сфере таможенного регулирования. При характеристике таможенного контроля целесообразно исходить из того, что понятие таможенного контроля может быть раскрыто в широком и узком понимании1.

Определение, данное в ст. 4 “ Основные термины, используемые в настоящем Кодексе” Таможенного Кодекса РФ , связано с широким пониманием таможенного контроля, в соответствии с ним таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза.

В той или иной мере всю деятельность таможенных органов можно связать с таможенным контролем в таком понимании. Для конкретизации указанного термина следует выделить узкое определение, вытекающее из анализа содержания ТК в целом и разд. 3 в частности. В узком понимании таможенный контроль - совокупность проверочных действий в определенных формах, которые достаточны для обеспечения соблюдения и выявления нарушений таможенного законодательства.

Анализируя понятие таможенного контроля, можно выделить его характерные черты:

1) таможенный контроль - один из видов государственного контроля, для которого характерны принципы осуществления контролирующей функции органами государственной власти. Общепризнанным является тог факт, что действие Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" в силу специфики таможенных отношений на него не распространяется;

2) формы таможенного контроля и порядок проведения, как правило, императивно закреплены законодателем;

3) правовое регулирование таможенного контроля связано с использованием значительного количества актов государств - членов Таможенного союза.

Существует возможность классификации действий таможенных органов, направленных па осуществление таможенного контроля.

В зависимости от того объекта, на который направлен таможенный контроль, можно выделить:

Таможенный контроль товаров;

Таможенный контроль транспортных средств международных перевозок.

В зависимости от направленности движения товаров различаются:

Таможенный контроль ввозимых на территорию Таможенного союза товаров;

Таможенный контроль вывозимых с территории Таможенного союза товаров.

По времени проведения таможенного контроля выделяют:

Предварительный контроль (до ввоза товаров на таможенную территорию);

Текущий (осуществляемый после ввоза товаров и транспортных средств международных перевозок и до их выпуска);



Последующий (проводимый после утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем).

Современные тенденции в сфере таможенного регулирования свидетельствуют об увеличении доли и значения проверочных мероприятий, проводимых в рамках последующего контроля, что соответствует общемировой практике и принципам Киотской конвенции.

В рамках указанной тенденции законодатель существенно увеличил срок, в течение которого таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров. В соответствии со ст. 99 “ Таможенный контроль после выпуска товаров” Таможенного Кодекса РФ предельный срок, в течение которого возможно проведение последующего контроля, - три года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Принципами проведения таможенного контроля являются следующие.

1. Выборочность таможенного контроля. В современных условиях развития экономики проведение полного комплекса проверочных мероприятий в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу, невозможно. Таможенные органы осуществляют выбор форм таможенного контроля, порядок их применения, оценивая в каждом конкретном случае достаточность тех или иных его форм для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. Современные концепции развития таможенного дела предусматривают проведение досмотровых мероприятий в отношении относительно незначительного количества товаров (до 5% от общего числа товаров, перемещаемых через таможенную границу). Таким образом, принцип выборочное™ предполагает:



Выбор таможенными органами подлежащих применению форм таможенного контроля;

Выбор (как правило, на основе системы управления рисками) товаров и транспортных средств международных перевозок, подлежащих отдельным проверочным мероприятиям (например, таможенному досмотру).

Принцип выборочность при проведении проверочных мероприятий соответствуют стандартному правилу 6.2 Киотской конвенции, в соответствии с которым таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

2. Обязательность таможенного контроля. Анализ содержания ТК и Закона о таможенном регулировании позволяет заключить, что предметом таможенного контроля могут быть любые товары и транспортные средства международных перевозок, перемещаемые через таможенную границу. Таможенное законодательство предусматривает лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля. Например, в соответствии со ст. 105 “ Освобождение от применения таможенными органами определенных форм таможенного контроля” Таможенного Кодекса РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж глав государств - членов Таможенного союза и следующих вместе с ним членов их семей. Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующие своим ходом.

3. Использование системы управления рисками. Реализация принципа выборочности таможенного контроля, закрепленного в Киотской конвенции, неизбежно ставит вопрос о тех критериях, в соответствии с которыми будет осуществляться выбор форм таможенного контроля и порядок их проведения. Выработка таких критериев в современных условиях происходит в рамках системы управления рисками.

4. Принцип международного сотрудничества в процессе проведения таможенного контроля. Одна из характерных черт таможенного дела - тесная связь с международными отношениями, что особенно ярко проявляется в сфере осуществления таможенного контроля. От эффективного взаимодействия таможенных служб разных стран во многом зависит эффективность таможенного контроля. Этот принцип положен в основу деятельности таможенных органов и закреплен не только в нормах законодательства Таможенного союза, но и в актах международного права.

5. Принцип сотрудничества с участниками ВЭД. Стандартное правило 6.8 Киотской конвенции гласит, что таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля. Закрепление в ТК ТС принципа сотрудничества с участниками ВЭД, различными организациями, профессиональными объединениями, ассоциациями, в сферу интересов которых входит осуществление и содействие осуществлению внешнеторговых операций, свидетельствует не только о намерениях государства учитывать интересы участников ВЭД, но и о переходе к другим по характеру отношениям, основанным на партнерстве государства и бизнеса.

6. Осуществление таможенного контроля исключительно таможенными органами и в соответствии с требованиями ТК и законодательства государств - участников Таможенного союза. Федеральная таможенная служба - единственный исполнительный орган государственной власти, уполномоченный в облает таможенного дела. Все полномочия ФТС России, связанные с проведением таможенного контроля, закреплены в

Законе о таможенном регулировании и Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 , и принадлежат исключительно данному органу власти.

Порядок осуществления таможенного контроля заключается в следующем. Товары и транспортные средства международных перевозок, находящиеся под таможенным контролем, имеют особый статус, налагающий ограничения на реализацию правомочий по владению, пользованию и распоряжению ими. В связи с этим необходимо обратить внимание на момент возникновения и прекращения статуса товаров, находящихся под таможенным контролем.

К товарам, находящимся под таможенным контролем, относятся:

Иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза;

Товары Таможенного союза при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза.

В отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, статус находящихся под таможенным контролем приобретается с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза. С этого момента у лиц возникают обязанности, установленные таможенным законодательством. Владение, пользование и распоряжение такими товарами допускается на условиях и с учетом ограничений, установленных таможенным законодательством. Большинство действий с данными товарами, как порождающих, так и не порождающих юридические последствия (транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, упаковка, взятие проб и образцов), возможны только с ведома либо разрешения таможенных органов.

Статус находящихся под таможенным контролем ввезенных товаров прекращается с момента наступления любого из следующих событий:

Выпуск в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления;

Уничтожение;

Отказ в пользу государства;

Фактический вывоз за пределы таможенной территории Таможенного союза;

Обращение в собственность государства - члена Таможенного союза;

Признание части иностранных товаров производственными потерями (при переработке);

Отнесение отходов при переработке к категории непригодных для коммерческого использования.

В отношении вывозимых товаров Таможенного союза и транспортных средств международных перевозок статус находящихся под таможенным контролем возникает с момента:

1) принятия таможенной декларации таможенным органом;

2) совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров (въезд лица в зону таможенного контроля, въезд транспортного средства в пункт пропуска, сдача товаров организации почтовой связи для пересылки и т.д.);

3) отзыва таможенной декларации.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ, относятся:

Вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля;

Въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ;

Сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ;

Действия лица, непосредственно направленные па фактическое пересечение таможенной границы с товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством РФ мест.

Статус вывозимых товаров Таможенного союза, находящихся под таможенным контролем, по общему правилу прекращается в момент пересечения ими таможенной границы.

Однако ТК установил случаи, когда таможенный орган продолжает выполнять контрольные функции и после вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза (речь идет прежде всего о вывозе товаров в рамках таможенных процедур, предусматривающих обратный ввоз товаров или продуктов переработки вне таможенной территории). Анализ ст. 96 “ Товары, находящиеся под таможенным контролем” Таможенного Кодекса РФ позволяет предположить, что данное правило говорит о сохранении статуса находящихся под таможенным контролем товаров, подлежащих обратному ввозу.

Сроки проведения проверочных операций установлены положениями ТК, Закона о таможенном регулировании, ведомственными нормативными актами. Сроки зависят не только от избираемых форм таможенного контроля, но и от категории товаров, характера их перемещения, вида транспорта, на котором осуществляется перемещение. Так, например, срок проведения выездной таможенной проверки не может превышать два месяца (ст. 132 Таможенного Кодекса РФ ), срок досмотра транспортных средств вне зон таможенного контроля не может превышать двух часов (п. 7 ст. 96 “Товары, находящиеся под таможенным контролем” Таможенного Кодекса РФ ).

Вместе с тем существует возможность говорить об общем сроке таможенного контроля, в течение которого таможенные органы, как правило, обязаны завершить все проверочные операции. Этот срок совпадает со сроком выпуска товаров, установленным ст. 196 ТК ТС, и составляет два дня. На связь этого срока и осуществления мероприятий но таможенному контролю товаров и транспортных средств указывает тот факт, что продление срока выпуска товаров до 10 рабочих дней (ст. 196 “ Сроки выпуска товаров” Таможенного Кодекса РФ ) возможно только для завершения форм таможенного контроля.

Зона таможенного контроля - территория (участок местности, склад или иное помещение), в пределах которой товары и транспортные средства, а равно производственная, коммерческая или иная деятельность находятся под контролем таможенных органов (ст. 97 “ Зоны таможенного контроля ” Таможенного Кодекса РФ ). Указанное определение вытекает из анализа содержания основных нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок создания и функционирования зон таможенного контроля.

В зависимости от местоположения можно выделить зоны таможенного контроля, которые создаются:

Вдоль таможенной границы;

В местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;

В местах временного хранения;

В местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;

В местах производства таможенного оформления;

В иных местах, определяемых таможенным законодательством Таможенного союза и государств - участников Таможенного союза.

В зависимости от времени существования зоны таможенного контроля бывают временные и постоянные.

Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (например, начальника таможенного поста):

1) при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период совершения таможенных операций);

2) при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

В зависимости от полномочий по созданию зоны таможенного контроля делятся:

На создаваемые приказами ФТС России (расположенные вдоль государственной границы);

Создаваемые руководителями территориальных таможенных органов (временные и постоянные зоны в местах временного хранения и таможенного оформления товаров).

Для правового регулирования создания зон таможенного контроля характерно следующее:

1) порядок создания, реорганизации, ликвидации зон таможенного контроля регламентируется актами государств - членов Таможенного союза;

2) порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы определяется Правительством РФ;

3) зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией Государственной границы РФ;

4) деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством РФ о Государственной границе РФ на пограничные органы.

Пределы постоянной зоны таможенного контроля обозначаются знаками прямоугольной формы с надписью на зеленом фоне "Зона таможенного контроля" на русском и английском " Customs control zone" языках. Пределы временной зоны таможенного контроля могут обозначаться оградительной лентой, указательными щитами, табло или иными информационными указателями. В случае несоблюдения лицами установленных таможенным законодательством требований возможно наступление административной ответственности в соответствии со ст. 16.5 “Нарушение режима зоны таможенного контроля” Кодекса об Административных Правонарушениях РФ .