Должностная инструкция старшего вожатого летнего лагеря. Должностные обязанности воспитателя в летнем лагере дневного пребывания. Требования к квалификации вожатого

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Вожатый

Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее - учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Начальник лагеря: назначается распоряжением по лагерю (ДОУ) и подчиняется директору; отвечает за организацию, реализацию и содержание про­граммы профильного лагеря; обеспечивает деятельность по охране жизни и здоровья несовершеннолетних воспитанников; несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей, за финансовую и административную деятельность лагеря, за состояние финансово-административной доку­ментации; организует контроль за выполнением и ходом воспита­тельного процесса, режима дня; регулирует выполнение расписания работы лагеря, функ­циональных обязанностей сотрудников и расстановку кадров; осуществляет контроль за качеством питания и медико-оздоровительным обслуживанием воспитанников и со­трудников лагеря; лично занимается расселением воспитанников и персо­нала; обеспечивает согласованность и своевременность дейст­вий всех служб лагеря; издает суточный приказ по основной деятельности лагеря; для проведения общелагерных мероприятий назначает персонально ответственных за проведение данного меро­приятия и обеспечение безопасности жизни и здоровья воспитанников; без доверенности представляет профильный лагерь во взаимоотношениях с государственными, общественными и другими организациями; не может завершить своих обязанностей до полного воз­вращения воспитанников родителям или в детские учреж­дения.

Методист: Составляет расписание всей воспитательной и спортивно-оздоровительной работы лагеря; консультирует педагогический персонал по психолого-пе­дагогическим проблемам, способствуя созданию благо­приятного психологического климата в коллективе; планирует, организует и контролирует работу отрядных социальных педагогов, дает аналитическую оценку меро­приятий и событий в лагере; проводит обучающий тренинг для психоло­гов, тренеров и социальных педагогов; ежедневно проводит с отрядными социальными педагога­ми установочное совещание; проводит индивидуальные консультации и психотерапев­тическую работу с воспитанниками в критических ситуа­циях; обеспечивает качественное и методически грамотное проведе­ние всех лагерных мероприятий.



Социальный педагог : Организует воспитательную работу в группе, направлен­ную на формирование позитивных навыков социальной адаптации и реабилитации к жизни в обществе, формиро­вание общей культуры личности, воспитание гражданст­венности и любви к Отчизне, милосердие к окружающим людям, уважение к окружающей природе; изучает психолого-педагогические особенности личности подростка, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении и своевременно оказы­вает социальную помощь, а при необходимости организует консультацию у специалистов, выступает посредником между личностью подростка и средой; способствует реализации прав и свобод подростка, созда­нию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, пропаганде здорового образа жизни, обеспечению выполнения санитарно-гигиенических правил и требований противопожарной и техники безопасности, правил поведения в лесу и на воде, во время экскурсий, походов и других мероприятий; создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей воспитанников; несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей; несет ответственность за соблюдение режима и качество организации воспитательного процесса в группе в преде­лах своей компетенции; принимает участие в психолого-педагогических советах, совещаниях, планерках и методических занятиях; проводит повседневную работу, обеспечивающую созда­ние условий для социально-психологической реабилита­ции, социальной и трудовой адаптации воспитанников; ежедневно ведет тетрадь психолого-педагогических на­блюдений, план отрядных мероприятий на смену; составляет график ежедневных суточных дежурств дневальных по отряду и по лагерю; социальный педагог не может завершить своих обязан­ностей до полного возвращения воспитанников родите­лям или в детские учреждения.

Главный психолог, психолог: Проводит работу, направленную на обеспечение психи­ческого здоровья, благоприятного нравственно-психоло­гического микроклимата в отрядах, в лагере и развитие личности детей и подростков; выявляет условия, затрудняющие становление личности подростка, и проводит соответствующую работу по психо­профилактике, психодиагностике, психокоррекции с целью оказания помощи подростку в решении его лич­ностных проблем; совместно с социальным педагогом участвует в разработке и планировании развивающих и психокоррекционных программ; выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития; осуществляет первичную психологическую профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков; проводит психологическую диагностику и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциально­го поведения ведет ежедневно дневник наблюдений за воспитанниками; формирует психологическую культуру подростков; консультирует педагогов и администрацию лагеря по во­просам практического применения психологии, ориенти­рованной на повышение социально-психологической компетенции подростков,

Старший тренер, тренер-спорторганизатор: Определяет задачи и содержание занятий с подростками с учетом индивидуальных и психофизических особенностей детей, возраста и потребностей подростков и их подготов­ленности к занятиям спортом; организует и проводит физические и спортивные меро­приятия и занятия в лагере, в группах, секциях, кружках; обучает подростков владению навыками и техникой физи­ческих упражнений, спортивных игр и занятий; формиру­ет их нравственно-волевые качества; обеспечивает полную безопасность воспитанников при проведении физических и спортивных занятий, по пору­чению начальника профильного лагеря выполняет обя­занности по обеспечению безопасности воспитанников и соблюдению режима лагеря; осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием места проведения занятий; обязан оказывать первую доврачебную помощь; совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья подростков, регулирует физическую нагрузку; отвечает за жизнь и здоровье детей при проведении физи­ческих и спортивных занятий.

Старший вожатый, культорганизатор : составляет план-сетку культмассовых мероприятий лагеря; отвечает за организацию культурно-досуговой деятель­ности в лагере и группах; проводит консультации и оказывает помощь вожатым в проведении культурно-досуговых мероприятий в группе; разрабатывает совместно с педагогическим коллективом лагеря, творческими и инициативными группами детей и взрослых сценарии лагерных мероприятий (праздников, вечеров, занятий и т.д.); участвует в подготовке и проведении методических заня­тий для педагогического коллектива и воспитанников ла­геря; участвует в психолого-педагогических советах, планерках, консультациях, проводимых в лагере.

Дежурный администратор : Назначается из числа свободных сотрудников педагоги­ческого персонала лагеря по графику: резервные вожатые, психологи, тренеры. Дежурство обеспечивается в течение круглых суток. Прием смены осуществляется во время ежедневной планерки; подчиняется лично начальнику профильного лагеря и ин­формирует его обо всех изменениях и происшествиях в течение суток; контролирует в течение дня выполнение режимных мо­ментов в лагере, плана воспитательной работы и чистоты территории; осуществляет постоянное наблюдение за поведением вос­питанников на территории лагеря, предупреждает нару­шения дисциплины и порядка; принимает в распоряжение дневальный отряд воспитан­ников лагеря, проводит инструктаж, вместе с медицин­ским работником контролирует количество и качество продуктов; должен быть в курсе местонахождения всего персонала лагеря, располагать данными о количестве детей в лагере, в группах, больных и здоровых; в случае возникновения экстремальных ситуаций обеспе­чивает поступление информации в соответствующие ин­станции и мобилизует весь персонал лагеря на устранение причин; в ночное время обеспечивает порядок в лагере и безопас­ность детей; осуществляет контроль за ведением бортжурнала.

Резервный педагог (подменный воспитатель-вожатый): Действует в течение дня по распоряжению дежурного администратора лагеря; организует деятельность с детьми, требующими особых условий работы; привлекает по необходимости к данной работе специалис­тов (психологов, медиков, социальных педагогов, ин­структоров по спорту); отвечает за жизнь и здоровье детей, закрепленных за ним согласно указанию администрации или по договореннос­ти с сотрудниками лагеря из числа педагогического персо­нала; по указанию начальника лагеря заменяет отрядных соци­альных педагогов или спорторганизаторов во время их отсутствия в лагере.

Врач-реабилитатор: Проводит работу, направленную на обеспечение меди­цинского контроля за состоянием и динамикой здоровья, санитарный надзор за условиями проведения воспита­тельного процесса; осуществляет профилактику алкоголизма, наркомании, токсикомании и организует наркологическую и психиат­рическую помощь при возникшей необходимости; осуществляет обследование подростков, злоупотребляю­щих алкоголем, наркотиками и другими наркосодержащими и токсичными веществами; в случае необходимости осуществляет первую и врачеб­ную помощь при несчастных случаях, травмах и заболева­ниях; организует физиотерапевтические и общие оздоровитель­ные процедуры; проводит просветительские мероприятия по вопросам сексуального воспитания, личной гигиены и здорового образа жизни подростков (См. Приложении № 3, в котором приведен Примерный Кадровый состав профильного лагеря).

1.3.Понятие «Санитарно-гигиенические нормы и правила». Санитарно-гигиенические требования (СГТ) в сфере организации летнего оздоровления детей и подростков.

Организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков на территории всех субъектов РФ помимо основных нормативно-правовых актов регламентируется также «Государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами» (санитарными правилами См. Приложение №4).

Данные нормативные акты устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к функционированию детских оздоровительных учреждений различного типа. Они также определяют критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 г.N 0100/4960-07-32(Д) «О действующих нормативных и методических документах по гигиене детей и подростков»). К этим документам относятся:Раздел 1. Общие вопросы: · Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СП 1.1.1058-01, Минздрав России; · Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (Изменения и дополнения 1 к СП 1.1.1058-01) (СП 1.1.2193-07 Роспотребнадзор);· Примерные программы производственного контроля на предприятиях торговли, общественного питания, в аптеках и парикмахерских (Утв. Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 30.07.02 N 26) · Гигиенические нормативы "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека" (Минздрав России ГН 1.1.725-98) ; · Гигиенические нормативы "Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов,| канцерогенных для человека" (Минздрав России ГН 1.2.1841-04 Дополнения и изменения 1 к ГН 1.1.725-98) · Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению общественных и жилых зданий" (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Минздрав России);· Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий" (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Минздрав России);· Санитарные нормы "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Госкомсанэпиднадзор России)Раздел 2. Гигиена2.4. Гигиена детей и подростков 2.4.4. Детские внешкольные учреждения, летние оздоровительные учреждения: · Устройство, содержание и организация работы лагерей труда и отдыха (СанПиН 42-125-4270-87 Минздрав СССР);· Санитарно-гигиенические правила и нормы "Устройство, содержание и организация режима детских санаториев" (СанПиН 42-125-4437-87 Минздрав СССР);· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (СанПиН 2.4.4.1204-03 Минздрав России); · Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (СП 2.4.4.969-00 Минздрав России);· Методические рекомендации по организации летней оздоровительной работы с детьми в дошкольных учреждениях (МР 11-22/6-29 от 20.07.86 Минздрав СССР);· Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов (СП 2.5.1277-03 Минздрав России);· Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (СанПиН 2.4.4.1251-03 Минздрав России); 2.4.5. Детское питание: · Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения (5786-91 от 29.05.91Минздрав СССР);· Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах (315 от 22.12.85 Минздрав СССР);· Методические указания "Оценка эффективности профилактической витаминизации учащихся средних школ" (11-32/6-33 от 07.07.87 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Организация работы комиссии по детскому питанию" (11-14/5-6 от 01.03.84 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Организация рационального питания юных спортсменов в школах-интернатах спортивного профиля" (3213-85 от 21.02.85 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Контроль за организацией питания в детских дошкольных учреждениях" (4265-87 от 13.03.87 Минздрав СССР);· Методические рекомендации "Организация питания детей в загородных оздоровительных лагерях" (1979-79 от 14.05.79 Минздрав СССР);· Методические указания "Питание при хронических заболеваниях органов пищеварения у детей" (11-14/13-6 от 19.06.84 Минздрав СССР); · Методические рекомендации "Организация диетического питания в детских санаториях различного профиля (кроме туберкулезных)" (11-8/6-23 от 29.01.86 Минздрав СССР);· Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах (детские сады, образовательные учреждения общего и коррекционного типа, детские дома и школы-интернаты, учреждения начального и среднего профессионального образования) (1100/904-99-115 от 1999 Минздрав России);· Нормы питания детей в учреждениях оздоровления и отдыха общего типа, в т.ч. для родителей с детьми (на туристических базах, в пансионатах, домах отдыха). (Утверждены Постановлением СФНПР от 27.05.93 6-6.Согласованы с Госкомитетом санэпиднадзора, МЗ РФ и МО РФ; Включены в СП 2.4.4.969-00); · Нормы питания детей в оздоровительных лагерях санаторного типа, санаторных сменах, сменах "Мать и дитя", санаториях-профилакториях и т.д., детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей, во всех типах оздоровительных учреждений. (Утверждены Постановлением СФНПР от 27.05.9-6-6. Согласованы с Госкомитетом санэпиднадзора, МЗ РФ и МО РФ (Включены в СанПиН 2.4.4.1204-03);· Инструкция по профилактической витаминизации детей в дошкольных, школьных, лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях поливитаминными препаратами (06-15/1-15 от 18.02.94 Минздрав России); · Инструкция по использованию концентратов поливитаминных напитков для профилактики полигиповитаминозов в дошкольных, школьных, детских лечебно-профилактических учреждениях и домашних условиях (06-15/2-15 от 18.02.94 Минздрав России) · Санитарные правила "Организация детского питания" (СанПиН 2.3.2.1940-05 Роспотребнадзор); 2.4.6. Гигиена труда детей и подростков (лагеря труда и отдыха): · Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков (СанПиН 2.4.6.664-97 Минздрав России);· Методические указания "Медико-биологические критерии оценки условий труда с целью определения противопоказаний и показаний к применению труда подростков" (МУ 2.4.6.665-97 Минздрав России); 2.4.7. Предметы детского обихода :· Производство и реализация игр и игрушек (СанПиН 2.4.7.007-93 Госкомсанэпиднадзор России);· Гигиенические требования к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков (СанПиН 24.7.960-00Минздрав России);· Методические указания "Об использовании школьной мебели"(3225-85 Минздрав СССР); · Методические указания "Гигиенические требования к детской обуви" (3234-85 Минздрав СССР);· Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 Минздрав России);· Методические указания "Санитарно-эпидемиологическая оценка игрушек" (МУ 4.1/4.3.2038-05 от 19.12.05 Роспотребнадзор);· Методические указания "Гигиеническая оценка одежды для детей, подростков и взрослых" (МУК 4.1/4.3.1485-03 Минздрав России);· Методические указания "Гигиеническая оценка одежды для детей, подростков и взрослых" (МУК 4.1/4.3.2155-06 Роспотребнадзор. Дополнение 1 к методическим указаниям МУК 4.1/4.3.1485-03); 2.4.8. Состояние здоровья детей и подростков в зависимости от и условий жизнедеятельности: · Методические указания "Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов" (11-14/4-6 от 25.01.84 Минздрав СССР);· Методические указания по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях (11-16/03-06 от 28.02.95 Госкомсанэпиднадзор России);· Руководство "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях" (Р 3.1.683-98 от 19.01.98 Минздрав России);· Методические рекомендации "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье" (01-19/31-17 от 17.03.86 Минздрав СССР);· Методические рекомендации по комплексной оценке иммунного статуса у детей и подростков (11/34/6-31 от 30.10.86 Минздрав СССР);· Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах (08-14/4 от 27.04.82 Минздрав СССР);

закрепляются в должностной инструкции и являются для него обязательными к исполнению. При этом перечень обязанностей конкретного сотрудника зависит от того, в каком лагере/заведении он будет вожатым и есть ли у него в подчинении другие работники. Обо всем этом и поговорим в статье далее.

Должностные обязанности вожатого летнего лагеря

Должностные обязанности вожатого в лагере заключаются в организации отдыха детей; причем он должен обеспечить во время отдыха их безопасность и создать условия, необходимые для проведения детьми свободного времени с пользой. В ходе реализации этих задач на вожатого возлагаются:

  • организация праздников, экскурсий и т. д.;
  • поддержание инициативы детей в играх и других занятиях;
  • организация выхода детей на зарядку и помощь в ее проведении;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения воспитанниками порядка и режима в лагере;
  • организация участия детей в культурно-массовых мероприятиях;
  • соблюдение прав и свобод подопечных;
  • соблюдение этических норм в поведении;
  • ведение необходимой документации, составление отчетности и т. д.

Это примерный перечень обязанностей вожатого. Он может изменяться в зависимости от особенностей работы и специфики организации — места службы (это может быть как обычный оздоровительный лагерь, так и, например, лагерь коррекционный).

Что представляет собой должностная инструкция вожатого?

В силу того, что обязанности вожатого фиксируются в должностной инструкции, рассмотрим более подробно содержание этого документа. Должностная инструкция вожатого , как правило, состоит из следующих разделов:

  1. Общие положения (здесь регулируются вопросы организационного характера).
  2. Функции и задачи (раздел закрепляет основные направления деятельности вожатого).
  3. Должностные обязанности (о них мы уже рассказали).
  4. Права (раздел содержит перечень прав, которыми наделяется работник для надлежащего исполнения своих должностных обязанностей).
  5. Ответственность (в этом разделе определяются проступки, за которые работник несет ответственность).

Не знаете свои права?

Для справки: приведенная здесь структура должностной инструкции вожатого может быть изменена по желанию работодателя, так как законодатель никаких требований к этому не предъявляет.

Общие положения, функции и задачи вожатого

Раздел должностной инструкции «Общие положения» включает в себя следующую информацию:

  • указание должности и структурного подразделения, в котором трудится вожатый, в соответствии с текстом утвержденного на предприятии штатного расписания;
  • порядок назначения сотрудника и снятия его с должности;
  • порядок замещения сотрудника в случае его отсутствия;
  • перечень квалификационных требований к работнику;
  • список нормативных и локальных актов, положениями которых должен руководствоваться в своей деятельности вожатый;
  • навыки и умения, которыми он должен обладать.

Раздел «Функции и задачи вожатого» включает в себя указание основного вида деятельности сотрудника, с учетом которого формируются основные направления работы. Главное, что должен делать вожатый, — осуществлять надзор за вверенной ему группой воспитанников, создавая им условия для активной/пассивной деятельности как в стенах лагеря, так и за его пределами (при необходимости).

Права и ответственность в должностной инструкции

Раздел «Права вожатого» может включать в себя такие права, как:

  • участие в жизни лагеря;
  • защита чести и достоинства;
  • выбор методик воспитания и развития детей;
  • знакомство с жалобами и иными документами, которые дают оценку работы вожатого;
  • защита своих прав всеми разрешенными способами и т. д.

Раздел «Ответственность вожатого» обычно предусматривает:

  1. Указание видов ответственности, к которым может быть привлечен вожатый. Речь идет о следующих:
    • дисциплинарной (при нарушении положений трудового договора и должностной инструкции);
    • материальной (при нанесении ущерба имуществу работодателя);
    • административной (при совершении правонарушения, предусмотренного нормами КоАП РФ);
    • уголовной (при совершении преступления, предусмотренного УК РФ).
  2. Перечисление проступков, которые могут привести к установлению ответственности. Таковыми могут быть:
    • неисполнение должностных обязанностей;
    • необеспечение безопасности детей при организации культурно-массовых мероприятий и т. д.
  3. Отсылку к нормам закона. Этот производится посредством формулировок типа «ответственность работника наступает в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством».

Работодатель вправе выбрать любой из предложенных вариантов. Главное, уточнить все спорные моменты либо на этапе переговоров, либо в тексте документа, чтобы работник четко понимал, какие его действия могут повлечь негативные последствия.

Особенности должностных обязанностей старшего вожатого

Старший вожатый в лагере является лицом, которое должно организовывать работу всех остальных вожатых. Это означает, что его должностные обязанности отличаются от обязанностей обычного вожатого.

Так, старший вожатый обязан:

  • организовывать разработку плана работы лагеря на смену;
  • составлять графики дежурства вожатых;
  • организовывать творческую деятельность детей по возрастным группам и интересам;
  • составлять графики экскурсий и выездов за пределы лагеря;
  • проводить семинары, совещания, планерки;
  • организовывать формирование детских коллективов и закреплять за ними вожатых;
  • организовывать оформление лагеря при проведении торжественных мероприятий;
  • осуществлять заботу о здоровье детей и организовывать безопасные условия для их нахождения в лагере;
  • контролировать соблюдение санитарных норм, техники безопасности и т. д.

Как видите, обязанности вожатого имеют свою специфику в зависимости не только от места работы, но и его роли в организации. Но в любом случае важно, чтобы в должностной инструкции они были прописаны самым подробным образом, чтобы у работника впоследствии не возникало вопросов при их выполнении.

Общие положения.

1.1. Вожатый детского лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом генерального директора компании.

1.2. Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря, планом работы отряда, способствует личному развитию детей, приобретению ими навыков, полезных в повседневной жизни.

1.3 Рабочий день вожатого - ненормированный, рабочая неделя составляет 6 дней.

1.4. Вожатый подчиняется непосредственно начальнику лагеря, заместителю начальника, старшему вожатому. Вожатый координирует свою работу с воспитателем.

1.5. Вожатый постоянно взаимодействует с руководителями программы, медицинским персоналом, административно-хозяйственным и персоналом пищеблока для осуществления основных должностных функций.

1.6. К работе вожатого допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

1.7. Вожатый должен быть достаточно компетентным, чтобы получить и освоить навыки и знания по организации интересного и безопасного отдыха детей, информацию о лагере, общаться и работать с представителями разных возрастных групп, уметь позитивно общаться с детьми и взрослыми.

1.8. Требования к физической подготовке:выносливость, активность, достаточная сила, желание жить в условиях лагеря, при минимальном уровне комфорта, способность адекватно реагировать на ситуации, способность оказать помощь и действовать в чрезвычайных ситуациях.

Должностные обязанности.

Вожатый детского оздоровительного лагеря строго выполняет следующие функции:

2.1. Участвует в руководстве, организации жизни и времяпровождении детей посредством проведения мероприятий и других действий, в порядке, соответствующем заранее поставленным целям, гарантирует постоянное должное руководство над детьми.

2.2. Знает и соблюдает правила внутреннего распорядка, правила безопасности, обучает этому детей своего отряда.

2.3. Активно участвует в реализации программы с учетом миссии и желаемых результатов: направляет и помогает в обучении видам деятельности, с учетом индивидуальных и групповых интересов и способностей в соответствии с планом смены. Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

2.4. Обеспечивает уход за каждым ребенком, контролирует выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

2.5. Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

2.6. Является примером для детей и других сотрудников лагеря в соблюдении правил безопасности, правил личной гигиены соблюдения распорядка дня, дисциплины и физической подготовки.

2.7. Быстро реагирует на потребности детей, помогает им решать личные проблемы или проблемы со здоровьем, подключая медицинских работников, психологическую службу, директора лагеря.

2.8. Устраняет ущерб, нанесенный детьми, имуществу и материальным ценностям, переданным в пользование отряду (постельное белье и принадлежности, игровой, спортивный и иной инвентарь, жилые помещения и места общего пользования отряда) собственными силами. Своевременно сообщает о нанесенном неисправимом ущербе имуществу и материальным ценностям, переданным в пользование отряду (постельное белье и принадлежности, игровой, спортивный и иной инвентарь, жилые помещения и места общего пользования отряда) и лицах, виновных в нанесенном ущербе Администратору для оформления документов о возмещении ущерба с виновных лиц.

2.9. Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

2.10. В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

2.11. Вожатый при поступлении на работу предоставляет все необходимые документы, ведет необходимую для работы документацию, отчетность, также с момента начала и в течение работы предоставляет информацию для формирования портфолио.

2.12. Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого, заместителя директора и директора лагеря.

2.13. Участвует в других мероприятиях и делах, не предусмотренных данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ по поручению начальника лагеря.

Ответственность вожатого.

Вожатый детского оздоровительного лагеря несет ответственность:

3.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин внутреннего трудового распорядка лагеря, законных распоряжений начальника лагеря, иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе и за не использование предоставленных прав, вожатый несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

3.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации отдыха и оздоровления детей и подростков вожатый привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

3.3. Персональную ответственность за организацию жизнедеятельности и здоровья детей закрепленного за ним отряда. В случае отсутствия ребенка более 15 минут – организует его поиск силами отряда. Если ребенок не найден в течение последующих 15 минут – обязан немедленно поставить в известность начальника лагеря и выполнять его указания.

3.4. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам, ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на непосредственных руководителей кружков и секций после внесения записи о посещении в журнал кружка под роспись вожатого.

3.5. Несёт материальную ответственность за сохранность имущества и материальных ценностей: мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

4. Действия при несчастном случае с пострадавшим ребенком:

4.1. Незамедлительно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему;

4.2. При необходимости вызвать скорую помощь;

4.3. Сообщить начальнику лагеря о случившемся, написать объяснение обстоятельств несчастного случая, указать очевидцев случившегося;

4.4. Сохранять расположение предметов и место, где произошел несчастный случай, для расследования, исключение составляют только те предметы, которые представляют опасность для окружающих людей.

5.2. Категорически запрещается самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или воспитателя и оформленных соответствующих документов на выход или выезд за территорию.

5.4. Категорически запрещается употреблять спиртные напитки, находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также в неотведенных, необорудованных специально для курения местах, допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

5.5. Категорически запрещается применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка.

Права вожатого.

Вожатый детского оздоровительного лагеря имеет право:

6.1. Знакомиться с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

6.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

6.3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

6.4. Проходить добровольную аттестацию для повышения квалификации.

Общие положения.

1. Вожатый Детского лагеря назначается на должность и снимается с должности приказом директора лагеря, по предоставлению заместителя директора по воспитательной работе, на основе срочного трудового договора.

На должность вожатого назначаются лица, имеющие образование не ниже полного среднего (среднего специального) и прошедшие специальную подготовку.

2. Вожатый подчиняется непосредственно старшему воспитателю лагеря, а так же художественному руководителю (в пределах его компетенции). Вожатый координирует свою работу с воспитателями по физической культуре и руководителями творческих студий.

3. График работы вожатого носит круглосуточный характер.

4. Вожатому предоставляется два выходных дня за смену: один день - в течение смены, второй, в случае работы две смены подряд, после отъезда детей из лагеря (в пересменку). График выходных дней утверждается старшим воспитателем.

5. На время выходного дня обязанности вожатого исполняет подменный вожатый, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностные обязанности.

Вожатый оздоровительного лагеря:

1. Строго выполняет Правила внутреннего распорядка, Требования по охране жизни и здоровья детей, режим дня в лагере. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей своего отряда.

2. Осуществляет сопровождение детей до детского лагеря и обратно, в соответствии с маршрутом следования (на всем его протяжении) и графиком заездов, несет ответственность за жизнь и здоровье детей на маршруте.

3. Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

4. Формулирует и осуществляет выполнение плана работы отряда.

5. Осуществляет выполнение спортивно-оздоровительных программ лагеря совместно с воспитателем по физической культуре и медработниками.

6. Отвечает за своевременное оформление "Дневника вожатого" и другой отчетной документации.

7. Круглосуточно находится с детьми своего отряда, выходя за территорию лагеря только с разрешения старшего воспитателя.

Права вожатого.

Вожатый вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства Лагеря, касающихся его деятельности.

2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Ответственность вожатого.

Вожатый несет ответственность:

1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2. За действия или бездействия, повлекшие за собой опасность для жизни и здоровья детей.

3. За нарушение морально-этических и нравственных норм поведения, несовместимых с пребыванием в детском лагере.

4. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

Глава 3.

Этика вожатого.

Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.

Другой частью педагогической этики является ее прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.

Этика вожатых в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, умения общаться с детьми, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей - максимум такта, предупредительности, сердечности.

Этика взаимоотношений со старшими по должности . Здесь всегда возникает вопрос у вожатых: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми? Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям - уважительное, вежливое, беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенка подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьезных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики - лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения, возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.

Умей общаться, Вожатый!

Общение с детьми в лагере должно носить воспитывающий и развивающий характер. Как же должен вожатый общаться с детьми? Ответить на этот вопрос можно кратко: общаться с детьми нужно уметь. Наличие педагогических способностей к общению с ребятами предполагает:

1. Способность правильно понимать ребенка, видеть вещи его глазами.

2. Способность видеть в ребенке равноправную личность.

3. Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны воспитанников.

4. Умение везде и всегда говорить правду, не хитрить и не обманывать.

5. Владение чувством юмора.

6. Владение словом.

При общении с детьми любого возраста вожатому надо следить за соблюдением педагогического такта, помнить о возможности экспрессивного воздействия на подростка. Вместо крика и окрика, которые еще, к сожалению, присутствуют в арсенале методов «педагогического воздействия», старайтесь использовать ситуационно-оправданную мимику и жесты. Следите за культурой речи. Помните о том, насколько сильно может воздействовать на ребенка интонационно-богатая, эмоционально-выразительная речь.

С самой первой встречи с детьми настройте себя психологически на бесконфликтное общение. В его основе – проявление вожатым таких свойств личности как эмпатия – способность проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать, сочувствовать ему, и рефлексия – умение видеть себя со стороны глазами ребенка.

Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят. Вожатому всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

В общение с ребятами избегайте моделей-штампов.

1. Не будь «Монбланом» - не возвышайтесь подобно горной вершине над детьми, не общайтесь с ними формально.

2. Не отгораживайтесь от детских и взрослых проблем «Китайской стеной» неучастия и неприятия, равнодушия и высокомерия.

3. Не будь «Локатором». Так называется модель, которая характеризует манеру вожатого общаться только с определенной группой людей, оставляя без внимания остальных. Старайтесь добиться таких взаимоотношений, чтобы каждый ребенок чувствовал собственную значимость, как в общении со сверстниками, так и в общении со взрослыми.

4. Не увлекайтесь моделью «Гамлет». Она свойственна тем вожатым, которые казнят себя за допущенные просчеты в общении и не стараются найти конструктивный выход из сложной ситуации.

5. Не увлекайтесь моделью «Друга», в которой отношения принимают слишком фамильярный характер общения – заигрывания с детьми.

Стремитесь оформить свой индивидуальный стиль общения с детьми. При этом надо помнить, что любое педагогическое общение должно проходить 4 этапа:

1 этап . Моделирование педагогического общения. Этот этап должен предшествовать непосредственному контакту с детьми. Перед каждой встречей необходимо продумать палитру общения. На этом этапе вожатый должен продумать психологические аспекты взаимоотношений:

· как и к кому (конкретно) обратиться по имени;

· у кого спросить совета;

· кого поддержать улыбкой, теплым словом.

2 этап . Непосредственный контакт с детьми. Здесь важно уметь завладеть их вниманием. Условно это называют коммуникативной атакой. На этом этапе вожатому необходимо проявить умение сконцентрировать внимание детей на себе, проявить лучшие черты своего «Я». Важно в самый начальный момент взаимодействия поставить перед ребятами такие задачи, которые способны зажечь, заинтересовать их.

3 этап . Управление общением. Очень важно постоянно следить за обратной связью, за реакцией детей на процесс общения. В управлении педагогическим общением очень важна реализация как вербальных, так и невербальных средств взаимодействия, активное включение мимики, пантомимики, контакта глазами, использования жестов.

4 этап . Анализ осуществленного общения. Этот этап необходим при моделировании новых встреч с детьми. Он предполагает необходимость учета в предстоящих контактах предыдущей тональности отношений.

Важно, чтобы перечисленные стадии общения пронизывали собой все периоды лагерной смены, все формы и виды педагогического общения с детьми.

Многие вожатые теряются, когда сталкиваются со случаями недостаточного к ним уважения (без каких-либо основательных на то причин), с фактами грубости, развязности в адрес вожатого. Как тут быть? Самая большая педагогическая ошибка - на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности вожатого - игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, - в таких случаях единственно правильными оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость , серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать коллективное дело, подавить инициативу товарищей - и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командное положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).

Процессу эффективного педагогического общения будут способствовать следующие советы, которые предлагает психотехника:

· будьте внимательны к партнерам по общению при каждой встрече с ними;

· развивайте коммуникативную память и собственную наблюдательность в общении;

· умейте анализировать и использовать в общении экспрессивный репертуар партнера по общению (мимику, жесты, пантомимику);

· учитесь воспринимать и верно интерпретировать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;

· следите за сохранением доброжелательной тональности на протяжении всего процесса общения.

Взаимоотношения с коллегами .

В общении с коллегами вожатому надо помнить о том, что напряженность во взаимоотношениях часто возникает из-за несоблюдения педагогического такта. Общаясь друг с другом, следите за тоном общения к коллегам, помните о культуре ведения спора. Если конфликт все-таки разгорелся, попытайтесь достойно из этого выйти. Для этого:

1. Умей слушать не только себя, но и участника спора.

2. Попытайтесь выяснить, что вас разъединяет.

3. Установите общие точки зрения.

4. Вновь проанализируете содержание конфликта, желая понять позицию партнера.

5. Найдите общие точки зрения.

Немаловажным моментом в работе являются взаимоотношения с напарником. Что ни говорите, в профессиональной работе вожатого нет ничего лучше хорошего напарника (напарницы). На всю смену вы можете быть полностью уверены в успехе вашего общего нелегкого дела. Вас будут понимать с полуслова и подхватывать все ваши начинания. В свою очередь, вы с радостью будете отвечать тем же.

Ведь напарник – это ваш единомышленник. При этом неважно, знаете ли вы друг друга уже давно или познакомились только в лагере, лишь бы человек оказался хорошим товарищем, верным другом и классным Вожатым.

Следует оговорить перспективы жизнедеятельности отряда, в котором предстоит работать, прийти к общему мнению. Это важно сделать заранее, до заезда детей, так как в ходе смены времени практически не будет, а возникшие трения сразу увидят воспитанники. Это происшествие может расколоть отряд на части, вылиться в конфликт между педагогами и в результате свести всю работу на «нет».

Для повышения своей педагогической работы вы можете постараться разделить обязанности. Например, сегодня вы отвечаете за подъем и проведение зарядки, а завтра ваш напарник. Только такое разделение полномочий совсем не говорит о том, что вы или ваш напарник сами не встаете с утра и не участвуете в зарядке. Эффективность педагогической работы в этом случае скоро упадет, а не повысится. Здесь речь идет о роли «ведущего и ответственного» за какое-то дело, в организации и проведении которого вам помогает ваш коллега, а вы ему.

Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников .

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Следует тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

Если замечания высказываются грубо - не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры подобного рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, - это обязательная этико-педагогическая норма.

Как произвести первое впечатление ?

Вожатый, восемнадцать ему или тридцать восемь – это значение не имеет, должен уметь выглядеть красиво, элегантно, эстетически выразительно, обаятельно. Вожатый, общаясь с ребятами все 24 часа в сутки, воспитывает их своей прической, гримом, походкой, мимикой, голосом, одеждой, всем, из чего складывается дар обаяния.

Особенно при первой встреча чрезвычайно важно буквально одним штрихом создать у ребят положительное впечатление. Можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас.

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

5. Ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом. То успех «положительно первого впечатления» вам обеспечен. Не стоит забывать, что вожатый воздействует на ребят прежде всего своим внешним видом. Дети любят красивых вожатых. Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорным. Не стоит встречать детей в спортивных трусах, с сигаретой в зубах, в грязной майке или неглаженной рубашке, в тапочках на босу ногу и с сальными волосами.

Форма одежды вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для утра и линейки – одна, для турпохода – другая, для работы – третья. Вожатая в юбке на спортплощадке также противоестественно, как и вожатая в спортивных штанах на торжественной линейке. Вожатый в плавках на пляже – это явление закономерно, на территории лагеря – явление вульгарное.

Внешний облик вожатого кроме простого опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер, доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы при первой встречи детей, да и в последующей работе с ними. Найдите в арсенале своих эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку, она наиболее подойдет вам для общения с ребятами и коллегами.

Голос, тон, дикция вожатого очень важны в его работе. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является невосприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестает быть воспитателем. Между вожатым и воспитанником поселяется чувство страха последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

«Непричесанные мысли»

1. Если дети вместе с тобой работают, играют, поют, смеются, ты - победитель.

2. Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.

3. Знай: скучная жизнь детей бывает только от скучного взрослого.

4. Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понимать.

5. Не увлекайся нотациями, они не вызывают ничего, кроме желания зажать уши.

6. Добрый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен на зло.

7. У нас, взрослых, всегда должна быть активная позиция добра.

8. Тише, взрослый, ребенок замечтался.

9. Будь с детьми вместе, рядом и чуть впереди.

10. Нельзя доверять детей тому, кто не умеет улыбаться.

11. Взрослому нужно иметь нервы не крепкие, а обнаженные.

  • ВОЖАТОГО ИЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
  • ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ ПРОЕКТИВНОЙ ТРАКТОВКИ ДЕТСКОГО РИСУНКА И ИХ АНАЛИЗ
  • Документы и материалы по результатам деятельности старшего вожатого, педагога - организатора первой квалификационной категории