Технология организации малого бизнеса. Особенности организации малого бизнеса. Анализ внешней среды ООО «Мегаполис»


Большинство предпринимателей начинают свою деятельность с создания небольшого предприятия, позволяющего обеспечить приемлемые условия жизни предпринимателю и его семье.
Малое предприятие также может быть организовано на базе существующей компании как юридически и экономически самостоятельный хозяйствующий субъект (метод, широко распространенный в начале 1990-х гг.) или как дочерняя компания, аффилированная в структуру головного предприятия. В первую очередь это касается организации региональных сбытовых структур, которым головное предприятие делегирует полномочия в отношении совершения коммерческих сделок.
Характерным признаком малого предприятия является специализация деятельности, осуществляемая в следующих направлениях: изготовление комплектующих деталей при выполнении функции субподрядчика крупной компании (например, изготовление деталей автомобильной подвески для «АвтоВАЗа»); сборка продукции конечного спроса на рынке В2С (например, установка кухонь, оконных блоков и пр.) или на В2В с возможным изготовлением отдельных деталей (например, установка на объектах заказчика систем пожаробезопасности, вентиляции, кондиционирования и пр.); выполнение проектно-конструкторских, архитектурных, инжиниринговых работ в строительстве, машиностроении и в других отраслях; выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, инновационных работ по заказам других предприятий или го-
су дарственных организаций. Как считают многие специалисты, развитие инновационного малого предпринимательства наиболее перспективно на базе государственных организаций, имеющих научный задел.
Большое распространение малое предпринимательство получило в сфере бытовых услуг, ремонта автомобилей, бытовой техники и электроники. В последние годы много малых предприятий появляется в сфере информационных технологий, связанных с Интернетом, разработкой программного обеспечения и пр.
Предпринимателям оказывают содействие различные государственные и общественные организации: учебно-деловые центры, бизнес- инкубаторы, технопарки, отраслевые ассоциации предпринимателей, региональные центры поддержки предпринимательства, а также другие центры развития предпринимательства по вопросам: разработки бизнес-плана; консультирования гго различным проблемам предпринимательства; обучения начинающих предпринимателей; проведения первичной экспертизы; поиска инвесторов и партнеров.
Организация малого предприятия требует относительно небольших инвестиций, что является ключевым фактором для человека, решившего стать предпринимателем. Другим положительным фактором организации малого бизнеса является быстрая окупаемость инвестиций, что позволяет предпринимателю рассчитывать на безубыточную деятельность. К достоинствам малого предпринимательства также можно отнести простоту управленческой структуры, высокую восприимчивость к новшествам, быстроту реализации принятых решений.
В то же время следует иметь в виду, что многие новые малые предприятия перестают существовать из-за неудовлетворительной финансовой деятельности. Например, в Германии в конце 90-х гг. XX в. более 14 500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - неудачи в сфере сбыта продукции, а также-недостаточная компетентность предпринимателей и отсутствие опыта.

В связи с этим уместно указать наиболее типичные ошибки, совершаемые начинающим предпринимателем: не разработан детальный бизнес-план или план маркетинга; неправильно определена сфера бизнеса, выбраны не те сегменты для реализации товаров или услуг; назначена слишком высокая цена на товары компании, которая неизвестна потенциальным потребителям; не организована система активных продаж, в первую очередь - направленная на систематический поиск клиентов; неверно сделан прогноз денежных потоков и не учитываются многие, на первый взгляд незначительные, расходы, число которых, возможно, будет велико; нет четкой программы действий, согласованной по времени и размерам финансирования каждого мероприятия.
Малому предпринимательству присущи и объективные недостатки по отношению к среднему или крупному предпринимательству, среди которых целесообразно выделить следующие: ограниченность финансовых и материальных ресурсов для развития бизнеса; трудности получения кредитов; высокая зависимость бизнеса от конъюнктуры данного рынка и от спроса на продукцию крупных (доминирующих) компаний; высокие административные барьеры; как правило, высокие арендные ставки.
В большинстве случаев стартовым капиталом являются собственные средства предпринимателя, что в корне отличает российский малый бизнес от малого бизнеса в Европе, где реально осуществляется кредитование. Российские предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, поэтому не предлагают его в виде залога.
В июле 2006 г. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с ВЦИОМом провела исследование, целью которого было изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах РФ.

На основании анализа результатов исследования были выделены несколько определяющих факторов, которые формируют предпринимательскую среду: поддержка малого бизнеса; правовая защищенность; безопасность; политика властей; доступность финансирования; свобода конкуренции; доступность имущественных ресурсов; влияние крупного бизнеса.
Примерно 76% респондентов считают, что достаточно сложно или практически невозможно получить производственные, офисные или торговые помещения в собственность. Гораздо проще получить недвижимость в аренду - только 42% опрошенных заявили, что испытывают трудности с получением помещений в аренду. Основные проблемы, связанные с получением помещений в аренду, - высокая стоимость аренды и недостаток информации о самих помещениях. В целом предприниматели также отмечают значительные трудности с получением недвижимости в аренду и собственность (69%).
В качестве государственной поддержки развития малого предпринимательства можно указать организацию государственного заказа и создание бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей.
Госзаказ для малого бизнеса может быть одним из наиболее эффективных механизмов поддержки предпринимателей как на федеральном, так и на региональном уровне и будет способствовать улучшению ситуации в этой сфере. Правительство РФ планирует довести объем госзакупок у малых и средних предпринимателей с 400 млрд до 800 млрд руб. Предусматривается, что государственные заказчики в общем объеме заказа выделяют установленный законом объем продукции (15%) и размещают его только среди субъектов малого предпринимательства, например за счет разделения технически сложной продукции на составляющие части, изготовление которых может быть поручено малым предприятиям. Малые предприятия стремятся получить госзаказ на поставки канцтоваров в государственные учреждения, на строительство небольших объектов, в научно-исследовательской сфере.
Бизнес-инкубатор - это созданная местными органами государственного управления структура, предназначенная для помощи начинающим предпринимателям в организации своего бизнеса.

В бизнес-инкубатор «помещаются» предприниматели, реализующие оригинальные научно-технические идеи. Задача бизнес-инкубатора - предоставить предпринимателю материальные, информационные и консультационные услуги и тем самым способствовать выводу предприятия на рынок.
Как правило, бизнес-инкубаторы сдают в аренду своим клиентам необходимые им помещения на льготных условиях. Вспомогательные помещения (кухня, комнаты для переговоров и отдыха) могут быть общими для всех предпринимателей данного бизнес-инкубатора. Договор обычно заключают на срок не более 3 лет с возможностью продления еще на 2 года.
Претенденты, желающие попасть в бизнес-инкубатор, должны предоставить для рассмотрения следующие документы: анкету, заполненную по специальной форме, и концепцию будущего бизнеса (предпринимательскую идею); потребности в площадях; бизнес-план.
Первым этапом отбора претендентов в бизнес-инкубатор является экономическое обоснование целесообразности создания предприятия с точки зрения реального спроса и конкурентоспособности будущей продукции (услуги). Если предпринимательская идея и содержание бизнес- плана представляются интересными, то вторым этапом являются разработка учредительного договора, устава и регистрация предприятия.
Пример. ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга» совместно с финской фирмой Technopolis, занимающейся развитием бизнеса, создали в городе бизнес-инкубатор, в котором планируется разместить начинающие инновационные компании. Планируется, что он займется привлечением инвесторов и оказанием информационных, консалтинговых и юридических услуг начинающим отечественным компаниям. На начальном этапе финансировать проект будет городское правительство. Прогнозируемые затраты на работу бизнес-инкубатора составляют 48 млн руб., из которых львиная доля пойдет на продвижение проектов инновационных компаний. Компании, прошедшие бизнес-инкубирование, в дальнейшем смогут рассчитывать на предоставление им помещений на территории технопарка. По информации «РИА Новости - Недвижимость», в 2009 г. бизнес-инкубатор надеется привлечь порядка 30 компаний-резидентов.

Для организации малого предприятия целесообразно выполнить следующие шаги: определиться с размером предприятия; выбрать местоположение; составить перечень необходимого оборудования; определить примерный штат сотрудников; рассчитать примерную площадь (офисную, производственную); рассчитать требуемые инвестиционные затраты; определить примерные текущие расходы на срок окупаемости бизнеса; разработать план маркетинга по выводу предприятия на рынок. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА МАРКЕТИНГА Общая характеристика сферы деятельности будущего предприятия. В первую очередь должен быть выбран общий имидж компании. Необходимо определить, как компания хочет выглядеть в глазах инвесторов и в глазах покупателей. Так, предприятие не должно одновременно пытаться создавать себе репутацию компании, предлагающей товары самого высокого качества, и компании, предлагающей товары по самой низкой цене. Цена должна находиться в равновесии с представлением покупателя о ценности продукта. Анализ внешних факторов, действующих на рынке. Этот раздел должен включать анализ всех основных проблем и рисков, которые могут воздействовать на продукт в течение его жизненного цикла. Стратегия маркетинга. В этом разделе нужно определить общую стратегию маркетинга, в том числе - кто будет являться клиентом предприятия и какие методы продаж будут использоваться. Проводится анализ главных конкурентов, исследуются их сильные и слабые стороны, устанавливается, каким образом компания может использовать полученную информацию в своих целях. Анализ потенциальных покупателей. В данном разделе нужно определить, для какого покупателя предназначается продукция предприятия. Также следует указать, какие выгоды получит клиент от приобретения продукции предприятия. Установление цены. В этом разделе нужно рассмотреть стратегию ценообразования, которую собирается использовать предприниматель, например «снятие сливок» или «проникновение». Метод «снятия сливок» предполагает установление высокой первоначальной цены на продукт с целью
продать его покупателям, которые очень хотят его приобрести и готовы платить высокую цену. После того как группа покупателей, которой крайне необходим продукт, удовлетворена, цена снижается, что позволяет привлечь покупателей, которые не располагают возможностью купить товар по самой высокой цене. При методе «проникновения» политика ценообразования строится на низкой первоначальной цене, позволяющей охватить большое количество покупателей. Анализ каналов сбыта продукции. В данном разделе нужно показать, каким образом будет осуществляться продажа продукта, как будут предоставляться дополнительные услуги покупателю, проводиться гарантийное обслуживание. В этом же разделе делается прогноз продаж. Эта часть должна показать, сколько единиц товара будет продано и кому. Здесь же следует указать, какова будет система оплаты труда продавцов. Необходимо произвести предварительный расчет затрат на сбыт. Программа продвижения. Этот раздел посвящен тому, как будет осуществляться продвижение товара. Определяются рекламные каналы, составляется график рекламной кампании, утверждается бюджет на ее проведение. Контроль реализации плана маркетинга и оценка эффективности. Необходимо установить показатели, по которым будет оцениваться реализация плана маркетинга, и периодичность контроля.
В заключение можно указать, что план маркетинга по выводу малого предприятия на рынок не является детерминированным документом и в процессе создания предприятия может быть изменен и дополнен.
Контрольные вопросы к главе 4 Перечислите основные варианты организации бизнеса, их преимущества и недостатки. Перечислите основные этапы создания предприятия. Перечислите основные виды работ на предынвестиционном этапе создания предприятия. Проанализируйте роль маркетинга на каждом этапе создания предприятия. Какова последовательность формирования структуры предприятия? Какова норма управляемости и от чего она зависит? Перечислите типы организационных структур предприятия и дайте их краткую характеристику.
Чем отличается дивизиональная структура от департаментной и в каких случаях целесообразно их применение? Обоснуйте необходимость создания проекта предприятия и перечислите особенности его организации. Приведите примеры организационных структур российских предприятий.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………………………………..5

1.1. Малые предприятия в структуре экономики……………………………….5

1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и

политических проблем…………………………………………………………..10

1.3. Организационно-правовые формы предприятий………………………....15

2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………...20

2.1. Этапы становления малого бизнеса и его современное состояние……...20

2.2. Порядок создания предприятия…………………………………………....25

2.3. Ликвидация предприятия…………………………………………………..37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..43

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая ситуация создаёт условия для оптимального варианта экономической единицы, как малое предприятие, малый бизнес. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно. И одним из самых главных преимуществ является то, что малый и средний бизнес, неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике Российской Федерации в последние годы, что привело к созданию монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей. Особенно важно создание малых предприятий в сфере банковского дела. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, сначала следует поучиться на опыте других стран в этой области и понять, какие, же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран 1 .

В пользу эффективности этих фирм говорит тот факт, что они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Цель данной курсовой работы – изучить организацию малого предпринимательства.

В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть малые предприятия в структуре экономики;

Выявить роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем;

- изучить организационно-правовые формы предприятий;

- проанализировать этапы становления малого бизнеса и его современное состояние;

- исследовать порядок создания предприятия;

- охарактеризовать ликвидацию предприятия.

Объектом исследования в курсовой работе является малый бизнес.

Предметом исследования курсовой работы является организация малого бизнеса.

При выполнении работы использованы методы: абстрактно-логический, сравнения и другие.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя параграфы, заключения и библиографического списка.

1. РОЛЬ И МЕСТО МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1. Малые предприятия в структуре экономики

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политики, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или концентрируя более мелких партнеров с одной стороны, а с другой, объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партнеров, крупный капитал становиться орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны.

Средний бизнес в большей степени зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования, определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка 2 .

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности государства. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малых предприятий отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке понуждают их в повседневной жизни к упрочнению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей малого предпринимательства, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

В нашей стране в течение продолжительного времени пропагандировались преимущества крупного производства. При определенных положительных сторонах такая абсолютизация приводила к отсутствию условий для формирования конкурентных отношений. В то же время возможности малых предприятий очень велики, особенно в современных условиях. Многолетний опыт развитых стран показал, что без широкой сети небольших предприятий невозможно функционирование товарного рынка. Наличие достаточно большого числа малых предприятий позволяет интенсивно перестраивать структуру хозяйственного комплекса.

Для крупных фирм характерны следующие недостатки. Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме очень трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через десятки лет. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.

Малые предприятия принимают на себя определенный риск и постоянно нацелены на разработку новых или модернизацию существующих продуктов и технологий. По сути, только через реализацию нововведений они могут выстоять в условиях жесткой конкуренции на рынке товаров и услуг.

Общеизвестная гибкость малых предприятий помогает им при неудаче в одной сфере деятельности перейти в другую, более эффективную. Помимо того, малые фирмы работают, как правило, над несколькими идеями сразу, то есть осуществляют множественный конкурентный подход. Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают такое положение совершенно естественно. Наконец, малые фирмы умеют работать с вкладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать все ее благополучие.

По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным производством.

Важное экономическое преимущество малых фирм заключается в относительной дешевизне их продукции, возможности сокращения издержек производства за счет узкой специализации, более дешевых средств производства. Продукция и услуги малого бизнеса, как правило, не худшего качества по сравнению с крупными фирмами, а себестоимость производства ниже. У них меньше сроки строительства, для них нужен относительно небольшой первоначальный капитал. К преимуществам малого предпринимательства также относятся такие характеристики, как:

Оперативность реагирования на спрос;

Более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

Повышенная скорость оборота капитала (примерно в 2-2,5 раза выше, чем у крупных фирм;

Более низкий уровень запасов;

Высокий уровень социально-психологических отношений

Снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

Простота в управлении (отсутствие жестких иерархических структур, возможность быстрой корректировки целей и перераспределения ответственности).

Одним из главных преимуществ малых предприятий, как уже отмечалось, - способность обеспечить конкурентный характер производства и его демократизацию.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу:

Ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

Ускорить внедрение научно-технических достижений;

Полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

Наладить выпуск продукции малыми сериями 3 .

Таким образом, свобода действий, гибкость и оперативность в решениях, приспособление к местному мелкомасштабному, нерегулярному и специфическому спросу, дух предпринимательства, более низкие управленческие и эксплутационные расходы, более высокая оборачиваемость капитала - вот те практически значимые обстоятельства, которые обеспечивают конкурентоспособность и живучесть малого бизнеса, его бурное развитие за последнее десятилетие.

Место малого предпринимательства предопределено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы предприятий малого бизнеса в России. Пути и последствия решения проблем создания предприятий малого бизнеса. Деятельность предприятия малого бизнеса на всех этапах становления. Организационная структура предприятия и ее человеческий ресурс.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2009

    Экономическая сущность малого бизнеса, его место в экономике. Подходы к инвестиционному проектированию малого предприятия, его показатели. Развитие малого бизнеса в России и Пермском крае. Анализ рынка и инвестиционного проекта предприятия ООО "Фрегат".

    дипломная работа , добавлен 18.11.2013

    Проблемы становления малого бизнеса в России. Внутренние и внешние источники формирования инвестиций предприятия. Виды инвестирования малого бизнеса на уровнях инвестиционных территорий. Особенности инвестирования малого бизнеса на примере ООО "СИЭТ".

    дипломная работа , добавлен 04.07.2013

    Необходимость развития малого бизнеса в России, его характеристика. Правовые основы малого бизнеса. Особенности и функции малого предприятия. Современные проблемы развития малого бизнеса, пути их решения. Государственная поддержка малого бизнеса.

    реферат , добавлен 25.06.2004

    Характеристика и классификация предприятий малого бизнеса, их государственная поддержка в России и Ростовской области. Маркетинговое обоснование создания малого предприятия "7D кинотеатр". Разработка организационного плана и финансового профиля проекта.

    дипломная работа , добавлен 25.11.2012

    Критерии и формы малого бизнеса. Направления государственного регулирования и стимулирования развития предприятий малого бизнеса. Анализ состояния, динамики и условий развития малого бизнеса в экономике России. Факторы и условия развития малого бизнеса.

    дипломная работа , добавлен 18.05.2016

    Условия для формирования малого бизнеса. Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Организация функционирования предприятия малого бизнеса на примере ООО "Мага-отель".

    дипломная работа , добавлен 09.10.2014

Малые предприятия как коммерческие организации создаются соответствии с принципами, установленными ГК РФ, федеральными законами об отдельных организационно-правовых формах предпринимательской деятельности, другими законодательными и нормативными актами, регулирующими (регламентирующими) весь процесс создания и функционирования предпринимательских организаций.

Создание малых предприятий требует следующих основных условий:

* наличия имущества для формирования первоначального капитала;

* наличия определенного объема финансовых средств, необходимых для формирования минимального уставного (складочного) капитала;

* наличия нежилых помещений, необходимых для размещения офиса будущей организации осуществления намеченных видов деятельности, или наличия возможностей для заключения договора аренды нежилых помещений;

* предварительного изучения предполагаемого рынка, на который предприниматель будет предлагать для реализации результаты предпринимательской деятельности;

* формирования команды квалифицированных учредителей (партнеров)

Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с федеральным законом.

В государственном реестре содержатся следующие сведения о юридическом лице:

а) полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях юридического лица;

е) копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекращающих свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номера налогоплательщика (при его наличии);

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица в соответствии с федеральным законом допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Вновь создаваемое как юридическое лицо малое предприятие одновременно с заявлением о государственной регистрации подает заявление о постановке на учет в налоговом органе, образованном в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения юридического лица на территории РФ. На основании заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, копии Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенной налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, выписки из государственного реестра и сведений, содержащихся в регистрационном деле юридического лица, в течение пяти дней со дня государственной регистрации осуществляется постановка юридического лица на учет в качестве налогоплательщика с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и соответствующего кода причины постановки на учет (КПП), и в тот же срок выдается (направляется по почте с уведомлением о вручении) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В учетное дело налогоплательщика включаются заявление о постановке на учет в налоговом органе, копия Свидетельства о государственной регистрации юридического липа, заверенная налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица, и выписка из государственного реестра юридических лиц.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, а также, если в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подастся в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.

В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращении деятельности через постоянное представительство снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Нарушение налогоплательщиком срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет влекут изыскание штрафов в установленном размере.

Поскольку малый бизнес играет немаловажную роль в развитии экономики, то и создание этого бизнеса, а точнее нового предприятия как организацию предпринимательской деятельности, невозможно без бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективного его развития, не аккумулировать постоянную информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т.д. Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. Но, о допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности, становится известно лишь после составления квартального баланса. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизинес-планирование или бизнес-план - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

Основная цель бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам метод планирования и инструмент внутрифирменного управления.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:

1. Стратегическая. Возможность использования плана для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2. Планирование. Она позволяет оценить возможность развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри организации.

3. Финансовая, т.е. привлечение денежных средств, таких как ссуды, кредиты. На современном российском рынке без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

4. Инвестиционная, которая позволяет привлечь к реализации планов организации потенциальных партнеров (инвесторов), которые захотят вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

5. Организационная, которая помогает вовлечь всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана, улучшить их информационность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения успеха.

Поняв, что такое бизнес-план и какова его главная цель и функции, наверное, стоит узнать и его сущность, для чего же он нужен новому предприятию, которое только-только начинает создавать свой бизнес.

Оформление бизнес-плана - первое с чего должен начать предприниматель. С самого начала у предпринимателя нет четкого представления о том, как и в каком направлении должен будет развиваться его бизнес. Неструктурированный бизнес с самого начала обречен на нестабильность и, соответственно, необоснованную потерю прибыли. В случае, когда придется обратиться в банк за кредитом, вы окажетесь в незавидном положении. Кредит выдают только при наличии бизнес-плана, который является доказательством серьезности намерений. Поиск партнеров и инвесторов также требует наличия бизнес-плана, ведь любой уважающий себя инвестор в первую очередь желает знать, с каким предприятием он имеет дело, каковы его цели, планы. Инвестировать в никуда не хочет никто.

Наличие бизнес-плана нужно в первую очередь самому предпринимателю еще и для того, чтобы сформулировать свои цели и планы и не тратить затем время на структурирование бизнеса и направлениях его дальнейшего развития.

Разработав бизнес-план, менеджмент нового предприятия фиксирует политику, включающих набор инвестиционных решений и предположений относительно дальнейшей деятельности организации, последствия которых могут сказываться в течение довольно длительного периода времени.

Сущность бизнес-плана состоит в том, чтобы помочь новому предприятию в этом нелегком рыночном мире, с его постоянными изменениями, катастрофами, с его большими подъемами и спадами, прибылями и разорениями, обрести твердую основу бизнеса для выживания, устойчивости, развития и предвидения будущего всего предприятия в целом.

Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы.

В любом случае, при разработке бизнес-плана необходимо учесть и сбалансировать интересы всех участвующих сторон:

· заказчика бизнес-плана;

· разработчика бизнес-плана;

· потенциальных инвесторов;

· кредиторов, партнеров, заинтересованных в возврате вкладываемых средств с прибылью;

· муниципальных и региональных органов власти, определяющих потребности и приоритеты в развитии региона, тех или иных сфер бизнеса;

· подрядных фирм;

· потребителя.

Бизнес-план становится не только методом создания нового предприятия, но и инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления.

Таким образом, малый бизнес является неотъемлемым звеном в экономике России, постепенно развивается и набирает обороты. С каждым годом открываются всё больше предприятий малого бизнеса, обеспечивая населению рабочие места и стабильность. Для того чтобы малый бизнес нормально функционировал на рынке государство каждый год создает различные программы поддержки малого бизнеса. Объемы финансирования на каждую программу выделяются не маленькие, поэтому начинающие предприниматели стараются открывать новые предприятия. Одним из них стала упрошенная система открытия предприятия малого бизнеса.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт кадрового развития и менеджмента

Кафедра теории и практики управления организацией

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Технология организации малого бизнеса»

Проверено:

« » ________ 2010г. Группа: III курс, 31М, заочное

Оценка Руководитель: Аликперов И. М.,

«___» ______________ канд. эконом. наук, доцент,

_____________________ доцент каф. ТПУО

Аликперов И. М.,

канд. эконом. наук, доцент,

доцент каф. ТПУО

Екатеринбург 2010

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НОВОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Роль и сущность малого бизнеса в развитии экономики. . . . . . . . . 5

1.2. Бизнес-план как метод создания нового предприятия. . . . . . . . . . . 9

1.3. Структура бизнес-плана. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

2. РЫНОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ

БИЗНЕС-ПЛАНА

2.1. Анализ внешней среды ООО «Мегаполис» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

2.2. Сравнительная оценка деятельности конкурентов

ООО «Мегаполис» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

ВВЕДЕНИЕ

Малый бизнес представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно.

По уровню развития малого бизнесаспециалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого бизнеса должно стать основной задачей общества, чтобы обеспечить переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Поэтому одним из решающих условий для проведения экономических реформ в России, чтобы вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого бизнеса. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной экономики, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

В наши дни наиболее частой мечтой современного человека становится возможность самостоятельно начать свой бизнес, но лишь немногие воплощают эту мечту в реальность. К тому же, лишь немногие из тех, кто уже встал на путь бизнес-мена, добиваются реальных успехов в этом деле. Стать предпринимателем можно в любой сфере. Также успех не зависит от пола предпринимателя, его принадлежности к определенной этнической группе, стране проживания и других параметров. Самое важное для будущего предпринимателя – уметь ставить перед собой и окружающими правильные цели, достигать их, неся при этом необходимую ответственность. Самой главной наградой для любого предпринимателя будет являться то удовлетворение, которое он получит от проделанной им самим работы, что явным образом отразится на полученной прибыли. Естественно, самой главной опасностью, которая подстерегает каждого предпринимателя, может стать неудача в бизнесе, что повлечет за собой возможное разрушение личности, а также денежных средств.

Есть различные мнения касательно того, что толкает людей заниматься малым бизнесом. Некоторые говорят о желании выжить,заработать, обеспечить семью, поскольку в странене благоприятная экономическая и социальная ситуация, к примеру, безработица, иные говорят о жажде наживы, обогащения, третьи стоят за наличие интеллектуального и материального потенциала, четвертые заявляют о нежелании быть финансово зависимыми от государства, то есть уход в малый бизнес - это возможность работать на себя, стремление к экономической свободе. Но что бы ни подвигало людей на подобную форму деятельности, самое главное - это правильно начать , построить и развивать бизнес.

С чего же тогда начать создание нового предприятия? Что представляет собой выбранное направление бизнеса, какой областью бизнеса заниматься?

Как показывет мировая практика, создание малого бизнеса начинается с определения стратегии на основе бизнес-плана как неотъемлемого элемента стратегического планирования и руководства для ис­полнения и контроля, а также как метода планирования внутрифирменного управ­ления.

В данной курсовой предлагается технология организации нового предприятия на основе создания бизнес-плана, описания его структуры, роли и значимости для организации на протяжении всей ее предпринимательской деятельности. К сожалению, стандарты объема работы не позволяют рассмотреть сам бизнес-план как документ на примере ООО «Мегаполис», но провести рыночное исследование для его разработки и оценить бизнес-план как метод создания нового предприятия, а значит и как технологию организации малого бизнеса в целом – вполне допустимые нормы.

ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Роль и сущность малого бизнеса в развитии экономики

Слово «бизнес» (от англ. busiпess) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, - это бизнесмен (от англ. bиsiпessтaп), т. е. делец, коммерсант, npeдпри­приниматель. В новых экономических справочниках бизнесом назы­вается экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг). Также понятие «бизнес» может рассматриваться как си­ноним понятия «предпринимательство». Предпринимательская деятельность, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объеди­нений, направленную на получение прибыли, осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Таким образом, бизнес - это приносящая доход деятельность граждан имеющих собственность, а также сово­купность отношений между всеми его участниками, образующи­ми команду единомышленников с целью получения дохода, при­были, развития фирмы, предприятия, организации. Возникает вопрос – кто же может быть участником бизнеса и каким является малый бизнес?

Участниками бизнеса выступают следующие группы людей:

1) собственно npeдпpиниматели , т. е. лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск, под свою экономиче­скую и юридическую ответственность, а также коллективы предпринимателей.

2) индивидуальные и коллективные потребители продукции , предлагаемой предпринимателями, а также коллективы потре­бителей, образующих свои союзы, ассоциации и т. п.

З) работники , осущecтыляющие трудовую деятельнoть по найму, на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы.

4) государственные органы, учреждения и организации , когда они выступают непосредственными участниками сделок. Речь идет о предоставлении правительственных заказов предприни­мателям, определении цен, состава и объема льгот при их вы­полнении. В таких случаях государствснные органы яв­ляются равноправными партнерами других участников бизнеса.

Само понятие «малый бизнес», вроде бы, должно предполагать упор на количественные характеристики, которые наиболее часто используются для определения размеров малого предприятия (численность занятых, объем годового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятия иных фирм и организаций и т.д.). Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нес-кольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

    в промышленности - 100 человек;

    в строительстве - 100 человек;

    на транспорте - 100 человек;

    в сельском хозяйстве - 60 человек;

    в научно-технической сфере - 60 человек;

    в оптовой торговле - 50 человек;

    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

Кажущееся нам малое предпринимательство ничем не может повлиять на ход развития экономики в целом: небольшая численность рабочих, реализация продукции и получение прибыли в пределах своей страны, масштабы производства невелики да и количество самих предпринимателей по каждой отрасли настолько достаточно, что ликвидация одного из них не сможет повлиять на существенные изменения рыночной экономики. Но мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991-1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень желания в достижении успеха, что положительно в целом сказывается на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, они дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников. Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.